?

Log in

No account? Create an account

Александр Оськин, председатель правления АРПП, член Союза журналистов

Опыт борьбы с вымогателями в форме ГИБДД на дорогах России
А.В. Оськин
alexander_oskin
Мой хороший знакомый Павел рассказал мне о злоключениях своих родителей, которые решили поехать из Москвы в Крым на автомобиле. Замысел был замечателен - и страну посмотреть, и добраться до места отдыха экономичным способом. Но дорога превратилась в серьёзное испытание в связи с многочисленными придирками сотрудников дорожной инспекции, а в ряде случаев – с прямыми вымогательствами. Путешествие от Воронежа до Ростова прошло ещё более-менее терпимо. Но на территории Краснодарского края сотрудники в спецформе просто озверели. Произошло шесть случаев с попытками вымогать крупные суммы под угрозой лишения водительских прав.
      
Какие же это были случаи? Прежде всего – это превышение скорости на величину более 60 км в час от предельно установленной нормы, причём нарушение произошло в 50 км от того места, где вас остановил сотрудник ГИБДД, и без подтверждения с камер видеофиксации. Перепуганные родители звонят сыну в Москву с паническим вопросом: «Что делать?». И получают чёткий ответ: из машины не выходить, документы передать офицерам через окно, угрозам не поддаваться, никаких денег не давать, предупредить, что записываете всю беседу на свой телефон. Затем предложить оформить претензию в виде протокола, в котором вы напишите, что с протоколом не согласны. Протокол должен быть отправлен в Москву для рассмотрения в соответствующей инстанции. Водительских прав может лишить только суд. После озвучивания всей этой процедуры гаишники вернули права родителям моего знакомого, отказались от своих претензий, и автопутешественники поехали дальше в сторону Крыма.

Вот такая несложная схема борьбы с дорожными вымогателями. Главное здесь - знать свои права и делать аудио-видео запись своей беседы с дорожными инспекторами. 

Павел мне рассказал ещё о двух типичных случаях претензий со стороны придорожных вымогателей в форме. Первое – это нарушение рядности при движении по многополосной дороге. Здесь, как известно, надо перемещаться в крайний правый ряд, если он свободен от других машин или ближайшая находится далее, чем в 500 метрах. Штраф за нарушение этого требования составляет 1500 рублей. Гаишники убеждали стариков, что повторное нарушение влечёт за собой лишение водительских прав. Павел объяснил родителям по телефону, что это неправда. Водитель может нарушить рядность и будет каждый раз платить штраф, но по действующему положению к лишению прав это не ведёт.
      
И второе, самое трагикомичное. На ближних подступах к Крымскому мосту гаишники вооружаются «специальными» приборами для обнаружения алкогольных паров в дыхании водителя и обнаруживают алкоголь у всех, у кого хотят. И, соответственно, требуют большой мзды, и многие платят. А выход здесь простой – не признавать показаний дыхательного спиртометра и требовать поездки в медучреждение для объективного показания после сдачи крови. Гаишники в этом случае отступают, и автотуристы с полными кошельками добираются до Крыма.

Вот такая занимательная история случилась с нашими героями по дороге из Москвы в Крым. Что самое главное – они ни копейки не заплатили, потому что дорожных правил не нарушали. Я бы рекомендовал всем собирающимся в автопутешествие учесть опыт родителей Павла и, может, наработать и свой собственный.

Но главное – я бы посоветовал сотрудникам отдела собственной безопасности ГИБДД и других контролирующих органов проехать по описанной мной трассе инкогнито, запрятав подальше служебное удостоверение, в гражданской одежде и на простеньких машинах. И испытать на себе всю эту систему, бьющую по кошельку народонаселения. И не надо арестовывать первого встречного гаишника-нарушителя, потому что все ваши приметы будут переданы по цепочке вплоть до Крымского моста и люди в придорожной форме будут встречать вас хлебом-солью, песнями и танцами.

В Госдуме готовится удар по интеллектуальному потенциалу России
А.В. Оськин
alexander_oskin
Пока все мы заняты футбольными страстями, в отечественном парламенте в обстановке абсолютной тайны готовится удар по интеллектуальному потенциалу нации.

Госдума в первом чтении утвердила внесенный Правительством РФ законопроект, предусматривающий общее повышение налога на добавленную стоимость с 18% до 20% и увеличение льготной ставки НДС для книжной и периодической печатной продукции с 10% до 18%.  
Издатели и дистрибьюторы и при нынешних 10% НДС существуют на грани выживания. В случае же законодательного утверждения новой налоговой ставки будет нанесен сокрушительный удар по всей системе издания и распространения печатной периодики и книг в России.

Увеличение ставки НДС неизбежно приведет к удорожанию печатной продукции и, соответственно, к существенному падению объемов ее реализации и сокращению тиражей. Добавьте к этому непрерывный рост цен на полиграфическую бумагу, постоянное увеличение транспортных тарифов, хроническое сокращение рекламных доходов прессы на фоне уменьшения покупательной способности населения – и станет понятной реальная угроза, нависшая над печатной индустрией страны.

А ведь именно печатное слово является основой интеллектуального и культурного развития нации. Это хорошо понимают за рубежом: в большинстве развитых стран мира издание и распространение прессы и книг облагается НДС по нулевой или льготной ставке. Так, например, от этого налога освобождены печатная периодика и книжная продукция в Великобритании, Дании, Норвегии и ряде других государств. В ФРГ, Португалии, Испании, Италии, Польше и других странах ставка НДС составляет от 2,5% до 7%.

На фоне упомянутого законопроекта все заявления руководителей страны о развитии духовности и культуры россиян теряют всякий смысл. Поистине, левая рука не ведает, что творит правая. Хотелось бы надеяться, что данный исключительно вредный законопроект будет коренным образом изменен и вся медиаотрасль не пострадает. И что, более того, будут приняты меры по поддержке нашей медиаиндустрии. 

Хочешь жить – умей вертеться
А.В. Оськин
alexander_oskin
По данным статистики, потребительские цены в России в мае с.г. выросли на 9% по сравнению с апрелем текущего года. Как говорится, инфляция пустилась в пляс, и ее остановить будет достаточно трудно, тем более что впереди рост НДС. Покупать стали меньше, а товары, включая продукты питания стали похуже – в наших магазинах всё больше колбасных изделий, а не колбасы и т.д. Возникает резонный вопрос: что делать в этих трудных условиях? Это в полной мере касается и отечественной медиаотрасли.

Но сначала о чужой медиаотрасли. В Португалии, к примеру, печатные СМИ тоже переживают кризис, конечно, с другими параметрами, но всё же кризис. Журнал «Журналист» недавно сообщил о выходе юбилейного 20-го выпуска отчета от консалтинговой группы Innovation International Media Consulting Group, авторы которого, в частности, утверждают, что больше нельзя раздавать свой контент бесплатно и что печатные продукты должны подорожать в пять раз, а также перечисляют 11 бизнес-моделей, которые могут стать для издателей новыми источниками прибыли.

В данном документе содержатся чёткие рекомендации, что делать и как жить издателям. То есть информационным фабрикам, создающим контент и заинтересованным в получении максимальной прибыли от своей деятельности.

Так, на презентации отчета его соавтор и президент консалтинговой группы Innovation Хуан Сеньор назвал формулу «сегодня бесплатно, но завтра всё окупится» не иначе, как «первородным грехом медиа».  А подчеркнув, что «в 2018 году уже бесполезно задавать аудитории вопросы про их социальное положение или доходы, игра окончена — нужны datawall и paywall для доступа к контенту» и «все, что создает ценность, должно приносить доход», процитировал редактора GQ Дилана Джонса: «Если аудитория хочет качественную журналистику, она должна за нее заплатить». Кстати, авторы отчёта подсчитали, что для успешной деятельности медиакомпании 40% доходов должны поступать от цифровых подписок, а 70% подписчиков должны приносить 50% дохода.

В отчёте утверждается: «Печать — это мостик в будущее, и он не должен рассыпаться. Новое понимание печати должно включать распространение эксклюзивного контента и премиального опыта среди меньших, избранных, прибыльных и премиальных аудиторий. Поскольку печатных продуктов становится меньше, то их цена должна увеличиваться как минимум в пять раз!».

Здесь же перечисляются 11 бизнес-моделей, которые могут стать для издателей новыми источниками прибыли. В том числе пять клиентоориентированных моделей: платный контент (подписки или микроплатежи), членство и клубная модель, издатель как магазин, издатель как организатор мероприятий (конференционный бизнес), издатель как филантроп (краудфандинг). А также шесть бизнес ориентированных моделей: обычная рекламная модель (нативная реклама, программатик), издатель как агентство (создание брендированного контента), издатель как брокер данных, издатель как лицензиар, издатель как IT провайдер (продажа программного обеспечения), издатель как инвестор (организация фондов).

Теперь об отечественной медиаотрасли. Несколько лет назад мы говорили о медиабизнесе: изменись, или погибнешь. В Европе сейчас сформулирован другой лозунг: требуйте оплату за свой контент, или умрите. Для российского медиабизнеса это актуально как никогда. Наши коллеги, в основном, очень плохо зарабатывают в интернете – доходы копеечные. Если вернуться к 11 принципам, или моделям, о которых говорилось выше, то совершенно очевидно, что в них речь не идёт о создании уникального контента, это как бы само собой подразумевается. Главное в 11 принципах – это сопутствующие формы работы по продвижению своего информационного товара или услуг в целях получения дополнительной доходности. Я не знаю ни одного российского издателя, который хотя бы наполовину выполнял эти 11 принципов.

В Португалии считают, что надо поднять цены на издательский контент в пять раз. В России это сделать трудно хотя бы потому, что покупательная способность населения падает. Но сделать это можно, если обеспечить дифференцированный подход к аудитории и выйти на свой премиум-класс.
Радует, что крупные издательские дома на Западе возвращаются от цифры к бумаге. К примеру, Financial Times в будни продаёт цифровую подписку, а в выходные – на печать, создав прекрасный гибрид онлайна с принтом. Даже Facebook начал выпускать свой бумажный журнал. Словом, как следует из приведённой публикации, издательское дело живёт и побеждает, но не везде и не у всех.

Главное для нас – научиться диверсифицировать медиабизнес, но при этом не заниматься, к примеру, общепитом – шаурмой или шавермой, а создавать инфраструктуру вокруг уникального контента. Научись торговать контентом в цифровую эпоху, или погибнешь.

СМИ – это бизнес, инструмент влияния или хобби?
А.В. Оськин
alexander_oskin
На днях в Домжуре Союз журналистов организовал дискуссию по теме «Пресса в цифровую эпоху». Тематика, конечно, не новая, но она в известной степени перекликалась с выступлением замминистра Волина на Дальневосточном медиасаммите, на котором он прямо сказал, что пресса это прежде всего бизнес, который должен функционировать по правилам бизнеса, а господдержка СМИ — вовсе не "спасение утопающего".

Я согласен с этим утверждением на 50 процентов. В том смысле, что пресса как бизнес может развиваться, а может и почить в бозе в зависимости от условий, в которых она находится. Как и любой бизнес: есть условия для развития – он живет, созданы неблагоприятные условия – дело закрывается. Поэтому в нашем случае роль государства и тем более профильного министерства – создать для печатной отрасли благоприятные условия для развития, а не для скоропостижной смерти.

За круглым столом в Домжуре 16 июня приводились интересные цифры. В начале нулевых годов в стране было зарегистрировано 96 тысяч газет и журналов, в настоящее время их осталось 52 тысячи. Подписка на прессу в тот же период составляла один миллиард экземпляров в год, в настоящее время – почти в два раза меньше. Количество киосков прессы упало с 42 тысяч до 17 тысяч. А в большой сети супермаркетов печатная продукция присутствует менее чем в 20% торговых точек. А сеть «Магнит», к примеру, собирается полностью исключить прессу из 1200 магазинов на юге России.
Вот такая печальная картина дня. И я считаю, что кризис медиаотрасли носит исключительно рукотворный характер. У нас у всех на слуху, к примеру, ценообразование на бензин, и уже объявлено, какими мерами правительство будет влиять на снижение цен на топливо. Так вот, на полиграфическую бумагу цены за прошлый и нынешний год растут значительно быстрее цен на бензин. А причина всё та же – ценный товар уплывает за границу, а в стране образуется дефицит на бумагу. Отсюда и рост цен. И никто, повторяю, никто в нашем правительстве не собирается ввести заградительные таможенные барьеры в виде экспортных сборов на полиграфическую бумагу.

Я мог бы привести подобные примеры по каждой проблеме, имеющейся в медиаотрасли. Но поскольку об этом много уже написано, скажу о главном. Курс на развитие цифровых технологий стратегически очень важен, а нежелание создать условия для развития бизнеса в печатной медиаотрасли близоруко и антинародно.

Новое руководство Союза журналистов России настроено на активный диалог с властью в целях спасения нашей отрасли, об этом говорилось за круглым столом в Домжуре. Хочется надеяться, что ожидаемые меры поддержки печатных СМИ будут носить не точечный и выборочный характер, а массовый. Это как в оранжерее или на огороде – нельзя подкармливать отдельные кустики, а надо удобрять и поливать всех подряд. Тогда и урожай будет хорошим. 

Почему «Магнит» изгоняет прессу из своих магазинов?
А.В. Оськин
alexander_oskin
Пришла беда откуда не ждали. На этот раз от всеми любимого «Магнита». 22 мая в газете «Коммерсант» появилась статья, в которой излагались обстоятельства изгнания прессы из сетей «Магнита» в ряде регионов РФ. Статья знаковая и в чём-то даже сенсационная. В ней напрямую говорится, что курс менеджмента сети «Магнит» в части прессы противоречит курсу руководства страны, в подтверждение чему в статью даже сделана врезка с цитатой по данному поводу президента Путина В.В. с его портретом.

Суть проблемы в том, что «Магнит» разослал дистрибуторам прессы в нескольких регионах, в том числе в Астрахани, Волгограде, Кабардино-Балкарии, Липецке, Челябинске и др. требование до конца мая демонтировать торговое оборудование с газетами и журналами в магазинах сети. В самом «Магните» заявляют, что речь идет только о сокращении присутствия прессы в отдельных магазинах из-за отсутствия спроса на неё или неэффективности продаж. Издатели же, в свою очередь, утверждают, что в связи с резким сокращением количества киосков прессы в стране – с 42 тысяч до 17 тысяч – сети ритейла стали главным каналом дистрибуции печатной продукции. Стоит отметить, что и до настоящего времени «Магнит» вводил дискриминационные меры в отношении прессы, но выражалось это в сокращении торговых площадей и ассортимента и в увеличении бонусов с продаж. Теперь же руководство этого ритейлера приняло решение о полном выводе прессы из магазинов сети.

Кстати, в продолжение публикации в «Коммерсанте» 23 мая вышла статья на сайте «Астраханские новости», в которой уже более подробно излагаются обстоятельства запрета присутствия прессы в сети «Магнит» в данном регионе.

Возникает резонный вопрос: почему сеть «Магнит» вопреки здравому смыслу стала изгонять прессу из своих магазинов? Ведь при грамотном управлении данной товарной группой она дает до трех процентов в общем обороте магазина. У меня есть гипотеза на эту тему. Дело в том, что условия реализации газет, журналов и книг в сети «Магнит» являются весьма своеобразными. Расчеты за проданную печатную продукцию здесь осуществляются более чем за 60 банковских дней. За скоропортящийся товар, например, молоко или хлеб, расчеты производятся через 30 календарных дней. Это оплата за скоропортящийся товар. А газеты, еженедельники и ежемесячники, по мнению менеджеров «Магнита», – товар, который можно продавать несколько месяцев.

Кроме того, поставщики, скажем, масла и колбасы не обязаны сами изготавливать торговое оборудование, а поставщики прессы – должны. Плюс всякого рода бонусы, условия списания и т.д.
Словом, обременений много. Но самое главное, поставщики прессы не хотят молчать и покрывать странную позицию менеджеров «Магнита», как, скажем, это делают поставщики чулочной продукции. Думаю, что именно опасения в утечке информации о ситуации в «Магните» и стали основной причиной изгнания прессы из магазинов. Зачем им эта головная боль, в то время, когда поставщики всех остальных товаров покорно безмолвствуют?!

На мой взгляд, давно уже пора, чтобы ФАС и другие компетентные органы разобрались с технологиями работы в «Магните», чтобы понять, в какой степени их деятельность соответствует законодательству. Тем более, что, к примеру, в «Ашане» отношение к прессе совсем другое. Думаю, что было бы полезно сравнить работу наших сетей с товаром с работой европейских супермаркетов, где пресса и книги находятся на привилегированном положении.

Изгнание прессы из сети магазинов «Магнит» не только противоречит курсу руководства страны в информационной политике и информационной безопасности, это ещё и просто неприлично. Я бы даже сказал, что и недостойно!

Африканский зоопарк
А.В. Оськин
alexander_oskin
Недалеко от города Хаммамет в Тунисе расположен большой заповедник, в котором животные живут в открытых вольерах, а посетители ютятся на узких огороженных дорожках.
Здесь нам попались львы, тигры, леопарды, крокодилы, бегемоты, слоны и др.

Зоны с проживанием опасных хищников мы пересекали по подвесным мостикам, а в части неопасных животных допускался прямой контакт – их можно было и покормить, и погладить.



Гид Оксана нам много интересного рассказала о животных Африки, включая обитателей прилегающих морских глубин. Она нам сообщила, к примеру, что рыба дорадо, столь популярная в здешних ресторанах, в первой половине своей жизни бывает самкой, а во второй – самцом. Так сказать, для разнообразия. А про осьминогов Оксана сообщила еще более парадоксальную вещь о том, что при совокуплении самец оставляет в самке свой детородный орган и уплывает без него. Но со временем у него вырастает новый орган…



Зоопарк был украшен многочисленными скульптурами, часто модернистского стиля.




На концертной площадке выступали представители африканских народов с песнями и танцами.



Галопом по пустыне Сахара
А.В. Оськин
alexander_oskin
Мы проехали на машинах по северной части Африки за два дня 1200 километров. В том числе на джипах часа четыре мчались по пескам, иногда карабкаясь на барханы и спускаясь по ним под весьма крутым углом, так что дух захватывало.
Джипы вели профессиональные водители, у нас был Мухаммед, одетый в национальную тунисскую одежду.
Джипы делали короткие остановки у памятных мест, например, там, где снимался ряд эпизодов знаменитого голливудского фильма «Звездные войны». Кроме «лунных» пейзажей нам попались и хорошо сохранившиеся декорации, которые остались после съемок.

Попадались нам и замечательные оазисы, температура воздуха в которых была ниже чем в пустыне на 15-20 градусов.

Песок в пустыне похож на пыль, но в случае регулярной поливки деревья здесь растут просто стремительно. Финиковые пальмы приносят урожай не менее, чем 50 кг в сезон, а два-три финика в день дают человеку комплекс минералов и витаминов в полном объеме. Надо есть финики!

Репутация дороже денег
А.В. Оськин
alexander_oskin
Опубликованы результаты исследования «Левада-центра» об основных источниках информации, которыми пользуются граждане страны. Здесь много интересного, но прямо скажем, ожидаемого. Это касается основных источников информации взрослого населения и молодежи. Старшие люди тяготеют к голубому экрану, молодежь – к социальным сетям и интернет-СМИ.

Как написал «Коммерсант», результаты опроса свидетельствуют: основным источником информации 85% россиян считают телевидение, 27% – интернет-СМИ, 21% – социальные сети, 15% – радио, 13% – печатные СМИ. При этом телевидение называет заслуживающим доверие источником информации 51% респондентов, по 19% доверяют рассказам друзей и соседей, а также интернет-изданиям, социальным сетям – 15%.

Самые популярные политические передачи – это «Вечер с Владимиром Соловьевым» (34%), «Вести недели» (29%) и «Итоги недели» (18%), однако смотрят их чаще люди старшего возраста. Молодежь предпочитает интернет, хотя, по данным экспертов «Левада-центра», в качестве основного источника новостей для молодых людей Сеть обошла телевидение всего полтора года назад.

Я, признаюсь, стараюсь пользоваться различными источниками информации и сравнивать как фактуру, которая в них представлена, так и интерпретации событий в стране и мире. Если есть время, я с удовольствием сравниваю вечерние новости по РТР и Первому каналу. Они в основном дублируют друг друга, конечно, но есть нюансы. Новости РТР в 20.00 позволяют себе некие вольности, а программа «Время» академична и строга в изложении политики партии и правительства. Соловьев – блистательно скандален, отсюда и его рекордные рейтинги.

У Солженицына я в свое время вычитал замечательную фразу: «Не верь, не бойся, не проси». Это пока, конечно, не про всех нас, но вот в части «верить – не верить» надо, безусловно, сравнивать информацию, представленную по нескольким каналам. Это занятие увлекательное и крайне полезное.

Напомню, что за рубежом популярна теория «пяти экранов». Она заключается в том, что современный человек призван получать информацию по пяти каналам: это телеэкран, радио, карманное мобильное устройство, планшет или персональный компьютер, газета или журнал. Пробежаться по всем этим ресурсам не так уж и сложно. В США, к примеру, по последним исследованиям, о которых писало сетевое издание «Вести.Экономика», люди тратят на медиапотребление свыше 12 часов в сутки, сюда входит вся совокупность существующих информационных ресурсов. Думаю, что и в России молодые люди, освоившие все технологии современного интернета, потребляют информацию не меньшее количеств часов в день.

Но тут наступает «момент истины»: чему верить в этом гигантском информационном потоке? Решение простое – всё познается в сравнении, хотя, конечно, есть просто важный элемент веры или, по-другому говоря, внутренней убежденности. Если кто-то верит, что Земля плоская, то ему хоть кол на голове теши, он будет стоять на своем. А если человек образованный и восприимчивый к новой информации, то он сможет самостоятельно определять истину методом сравнения и анализа. Вот именно для этого нужны пять экранов.

При этом совершенно ясно, что в социальных сетях фейковых новостей выше крыши. В печатных СМИ, где работают профессиональные журналисты, достоверных материалов значительно больше. Хотя, безусловно, принципиальное значение имеет репутация соответствующего канала и журналиста. Понятно, что многое покупается и продается, но репутация дороже денег – так было всегда.

Народ устал от интернета и ищет покоя
А.В. Оськин
alexander_oskin
На днях дьякон Кураев высказал верную мысль, что интернет – это скамеечка у подъезда, на которой собираются разные люди и беседуют о самом разном, включая непристойное. К производителям скамеечек претензий нет…

Действительно, интернет – это коммуникационная среда и в этой части весьма полезная. Но в содержательном аспекте Сеть нельзя фетишизировать, это не панацея от всех наших болезней, в том числе информационных. Я бы даже назвал интернет вредной агрессивной средой, в которой без соответствующей подготовки и образования находиться просто опасно.

Апологеты «цифры» уже несколько лет ставят крест на бумажной прессе и предрекают самое скорое уничтожение всей печатной продукции на планете Земля. Но реальная жизнь, цифры и факты опровергают все сентенции «похоронной команды» в отношении газет и журналов.

В сетевом издании «Экспресс газета – Online» недавно была опубликована статья Я.Филиппова, в которой он, в частности пишет, что весь мир заполонили гаджеты, но сегодня складывается такая ситуация, когда «многие люди, насытившись зомбоящиком и мусором из Всемирной паутины, возвращаются к чтению газет. Люди устали от оглупляющей виртуальности. Человечество наигралось в мыльные пузыри технологий, и ему захотелось чего-то настоящего, осязаемого - старой доброй классики».

Образно на эту тему высказалась колумнист Daily Mail Сью Пирт, которую цитирует автор: «Для меня момент, когда я начинаю читать свежую газету, сравним, пожалуй, с тем моментом в театре, когда оркестр начинает играть еще до того, как подняли занавес. Ты никогда не знаешь наверняка, что тебя ждет внутри, но ты уверен, что через твое сознание пройдет множество идей и мнений, о которых ты никогда не думал. Это позволяет вам отвлечься от себя - собственных мыслей, мнений и проблем».
Одно из важнейших преимуществ «бумаги» перед «цифрой» - это более высокая ответственность журналистов печатных изданий за качество подготовленных к публикации материалов. А в интернете авторам статей, как правило, молодым людям, присущи «клиповое сознание, поверхностные знания и отсутствие жизненного опыта», они не могут «сформулировать ни одной внятной мысли. Все, на что они способны, - это переписывать друг у друга новости».

В EG.ru отмечается, что последнее время тиражи печатных СМИ в Европе и Америке неуклонно растут: в 2017 году тираж газеты New York Times увеличился в 10 раз, The Wall Street Journal - в три, а Los Angeles Times - более чем в полтора раза. Даже в одной из самых «продвинутых» технологически стране, Японии, бумажные газеты выходят многомиллионными тиражами. По данным Всемирной ассоциации WAN-IFRA сегодня 40 процентов взрослого населения на Земле ежедневно читают бумажные газеты. А всё потому, что люди хотят читать качественные материалы с проверенными фактами и аналитикой, которые им не может дать вечно спешащий интернет.
The Guardian по этому поводу писала, что «доля дохода от цифрового контента на общем рынке газетной, книжной и журнальной индустрий в более чем 50 англоязычных странах мира в 2020 году составит всего 24 процента. Поэтому траты потребителей и рекламодателей, несмотря на разговоры об упадке бумажных СМИ, будут сконцентрированы на печатной прессе».

Парадоксальную мысль высказал автор статьи в «Экспресс газете – Online»: «Люди все больше склоняются к тому, что Всемирная паутина - это помойка непроверенной информации, где в основном обитают откровенные идиоты, с которыми бесполезно спорить и тем более читать их рассуждения. Там все свалено в кучу. А читатель хочет, чтобы ему отбирали все самое интересное».

В этой связи интересны данные соцопроса ВЦИОМ, о которых написала Lenta.ru. Около половины россиян (46 процентов) в течение года сознательно отказывались от использования интернета на сутки и более, еще 66 процентов оказывались без доступа к сети не по своей воле, но при этом 88 процентов из них «не испытывали какого-то дискомфорта», а семь процентов «оказались рады временному отключению интернета». Около 77 процентов респондентов хоте ли бы периодически отдыхать от виртуальной жизни, и около 47 процентов (большинство – молодые люди) предпочли бы отдых там, где интернет недоступен.

В России все еще много газет и журналов. По данным Роскомнадзора, на 1 января 2018 года в стране зарегистрировано 52 629 печатных СМИ – это, конечно, много. Я, например, вижу в этом перепроизводство печатных СМИ, загромождающих рынок. Безусловно, слабые издания будут закрывать. Отрадно, что ежемесячно в России регистрируются десятки новых газет и журналов, т.е. наблюдается здоровый процесс отмирания отживших свое «побегов» и появление «молодняка». Но важно понять, что и старые, и новые редакции должны научиться использовать в своей работе цифровые технологии и все возможности интернета. Сайты газет и журналов ни в коем случае не должны дублировать печатные версии. Строго говоря, «бумага» должна работать на «цифру», а «цифра» на «бумагу».

Безусловно, экспансия интернета в нашей жизни пойдет на убыль, и он займет свое место в обществе, полезное, но не вседовлеющее. Роль коммуникационной среды, конечно, будет возрастать, но между электронными и печатными СМИ, безусловно, наступит баланс на основе взаимоподдержки и взаимодополнения. Т.е. скамеечек во дворе дома может появиться и две, и пять, но они никак не могут влиять на содержание дворовых дискуссий и никогда не смогут заменить лекционные залы, школьные парты и студенческие скамьи. 

Эко-абсурд как следствие экономической беспомощности
А.В. Оськин
alexander_oskin
Когда человеку или системе плохо, этот человек или та же система начинает подводить под свое неудовлетворительное состояние определенную философскую базу, и история знает массу подобных случаев. Горе-теоретики могут найти философское ообснование под любую ситуацию, независимо от того, она со знаком плюс или минус, или близка к нулю.

Меня, признаюсь, рассмешила публикация в журнале «Журналист» под названием «Мультимедиа – идеология вчерашнего дня» (автор - медиаэксперт А. Мирошниченко), где описывается деятельность некоторых западных СМИ, которые делают попытку объявить мультимедийный подход в работе современных СМИ как устаревший – ему взамен предложена так называемая «редакционная экосистема».

В период зарождения интернета, пишет автор, в СМИ превалировал редакционный принцип Print First, когда материалы готовились для печатной версии издания, а затем выкладывались в Сеть. Затем распространилась концепция Digital First, согласно которой материалы первоначально готовились для сайта, в которой не было никакой бизнес-модели, и в результате «былой печатный рубль сжался до нынешней цифровой копейки». Тем более, утверждает автор, бизнеса для СМИ нет и в Mobile First.  Поэтому стала вызревать новая идеология. «Идея заключается в том, чтобы перевернуть зависимость и не ограничивать видение контента его будущим воплощением в том или ином носителе, в том или ином формате». Эта философия связана с появлением термина «кросс-медиа» – идеологии, описываемой как «редакционная экосистема, которая позволяет редакции не отдавать контент в разные каналы, а, наоборот, собирать читателей под бренд СМИ».

Из публикации автора следует, что редакции оказались не в состоянии справиться с мультимедийностью в своей работе именно потому, что при продвижении контента по другим каналам и на других носителях они теряли контроль за доходностью или, грубо говоря, продажами своего контента. Признаюсь, мне очень понравилась фраза автора о том, что в данном случае бумажный рубль превращался в цифровую копейку. Метафора замечательная. Но прямо скажем, что редакции, которые теряли контроль за продвижением своего контента по цифровым каналам, просто оказались не в состоянии обеспечить комплексный контроль над собственной экономикой. Надо понимать, что кроме овладения цифровой технологией распространения своего контента надо еще осваивать не менее сложную технологию его эффективных продаж в рамках реализации концепции «360 градусов».

Возвращаясь к бумажной прессе, замечу, что какую бы гениальную газету вы ни выпустили, если вы не обладаете технологиями продвижения издания на рынке во всех возможных форматах – киоски, павильоны, ручники, подписка и др. – ваше издание обречено уйти в макулатуру непосредственно с типографского склада. А каждый из каналов продвижения – это другая технология и другая форма контроля за получением дохода. И когда издатель переходит к цифре, он должен понимать, что жить станет труднее, потому что не обеспечив контроля за продвижением своего цифрового товара он рискует остаться банкротом.

Российские издатели имеют положительный опыт работы на принципах мультимедийности. Издательские дома «Комсомольская правда», «Вечерняя Москва», «Коммерсантъ» и др. добились хороших результатов в этой сфере. Описанный в статье опыт – это всего лишь одно из направлений в поиске зарубежных СМИ на медиарынке. И на Западе есть достаточное количество издателей, которые используют мультимедийные технологии и имеют хорошие доходы. Полагаю, что мультимедийность – это навсегда, а эко-комплекс – это, как и глобальное потепление, всего лишь одна из концепций, и не очень убедительная.