Александр Оськин, председатель правления АРПП, член Союза журналистов

«Собака.ru» добралась до Омска
А.В. Оськин
alexander_oskin
Каждое утро, выходя из подземки, я встречаюсь с симпатичной дамой, которая предлагает мне газету «Метро». Интересное издание, что характерно, бесплатное, предоставляющее полезную информацию о жизни столицы плюс рекламу. Конечно, в прошлом в московской подземке было значительно больше прессы, её можно было приобрести на многочисленных лотках, в киосках, павильончиках, в автоматах и даже с рук. Теперь всё это многообразие из-за странной политики руководства метрополитена уничтожено, и найти можно только бесплатную газету «Метро». Может, правы могильщики печатных СМИ в том, что пресса умирает, дни газет и журналов сочтены, и поэтому все рекламные объемы надо переносить в электронные СМИ? Однако жизнь опровергает позицию похоронной команды.

В марте в городе Омске выйдет в свет иллюстрированный журнал «Собака.ru», который будет посвящен в основном моде. Надо сказать, что это издание в этом году будет выходить в 21 городе России, при этом в планах владельцев данного бренда расширять географию выпуска журнала по всей территории РФ. Делается это на принципах франшизы, в каждом городе местная редакция от 50 до 70 процентов глянцевого издания заполняет местными материалами. Важно, что журнал распространяется бесплатно, зарабатывая на жизнь на рекламе.

Развитие региональной прессы в настоящее время – это общемировой тренд. И в США, и в Великобритании региональные печатные СМИ пользуются всё большим спросом. А в Германии стали особо популярными толстые иллюстрированные журналы, выходящие в регионах и посвященные различным аспектам жизни этих регионов.

К этому надо добавить, что весьма состоятельные люди стали вкладывать деньги в печатные издания. Как сообщила программа «Новый курс» телеканала «Астана», в 2013 году глава «Амазон» Джеф Безос приобрел за 250 млн долларов крупнейшую газету столицы США The Washington Post, владелец бейсбольного клуба «Бостон Ред Сокс» Джон Генри купил ежедневную The Boston Globe, за последние несколько лет один из наиболее известных инвесторов в мире Уоррен Баффет приобрел около 30 местных американских газет.

Региональная пресса, т.е. газета или журнал, посвященные событиям конкретного города или конкретной улицы, – это очень увлекательно для местных жителей, и они эти издания с удовольствием покупают или получают бесплатно, но читают с интересом, чего не скажешь о рекламных проспектах или прессе с неинтересными для них новостями, бесплатно раскладываемых в подъездах.

Как сообщила «Российская газета», в Южной Корее создали робота-журналиста, успешно работающего над созданием заметок по ходу спортивных соревнований. И это замечательно. Но такой дорогостоящий программный продукт никогда не будет освещать жизнь моего микрорайона, тем более что он всё делает по шаблону. А несколько талантливых журналистов вполне справятся с удовлетворением информационных потребностей, к примеру, жителей нашей улицы. Поэтому несомненно, что региональная пресса будет жить и развиваться, и приход журнала «Собака.ru» в Омск тому яркое подтверждение.      

Премьер-министр Великобритании – просто супер
А.В. Оськин
alexander_oskin

В Великобритании женщина во власти – это добрая традиция. Уже не говоря про королеву Елизавету, находящуюся на троне рекордное время – 66 лет, в истории оставила яркий след премьер-министр Маргарет Тэтчер, которая железной рукой правила страной и значительной частью планеты Земля. Крепким характером обладает и Тереза Мэй, которая любому мужчине даст сто очков вперед, например, в теме брексита и разруливании этой сложнейшей процедуры. Но меня откровенно порадовала последняя информация про Терезу Мэй, которая совершенно неожиданно обратилась к проблеме поддержки в своей стране печатных СМИ и прежде всего региональных изданий.

В материале медиаэксперта А.Мирошниченко, опубликованном в журнале «Журналист», сообщалось, что, выступая недавно в Манчестере, Тереза Мэй высказала озабоченность уязвимостью общества для фейк-ньюс из-за исчезновения газет и в связи с такой опасностью «поручила правительственным ведомствам подготовить доклад об устойчивых финансовых моделях для прессы на национальном, региональном и местном уровнях». В докладе должно быть отражено взаимодействие изданий с интернетом и, в частности, будет рассмотрено, получают ли СМИ, являющиеся поставщиками качественного контента в интернет, справедливую долю цифровой рекламы, будет изучено, «как их контент аккумулируется и распространяется социальными сетями». Предполагается исследовать коммерческие механизмы распространения некачественных новостей и кликбейтов с точки зрения их использования для СМИ, а также «роль правительства в поддержании разнообразного и процветающего медиа-ландшафта» и необходимость его вмешательства в рыночные процессы в сфере производства печатных СМИ. Автор статьи делает вывод, что Великобритания, похоже, ищет способ сохранить прессу, особо беспокоясь о местных изданиях.

Значительным контрастом с позицией Терезы Мэй является мнение по данному вопросу российского премьера Дмитрия Медведева, который, как мне представляется, давно поставил крест на бумажной прессе и делает исключительную ставку на интернет и всякого рода планшеты. В Англии озаботились опасностью распространения фейковых новостей в интернете, у нас эту опасность недооценивают. Российские региональные СМИ испытывают серьезные проблемы, но реальной помощи они не получают. Более того, в апреле 2017 года президент Путин на медиафоруме в Санкт-Петербурге впрямую высказался в поддержку региональных СМИ, но никаких действий со стороны правительственных кругов не последовало. Подписка в стране разрушается, розничные продажи постепенно ликвидируются из-за уничтожения киосковых сетей прессы, полиграфическая бумага непрерывно растет в цене, печатное слово делается всё более недоступным.

Очень хотелось бы, чтобы российское правительство обратило внимание на правительственные меры в Великобритании по поддержке печатной прессы и попыталось поддержать отечественные печатные СМИ, особенно в регионах.

Напомню, что в России зарегистрировано 54 тысячи газет и журналов, преобладающее число которых выходит в регионах. Нужно выработать эффективные механизмы их поддержки, но, похоже, именно этим нынешний состав кабинета министров заниматься не хочет. Остается только надеяться, что новый состав правительства, который будет сформирован после президентских выборов, все-таки обратит внимание на отечественную прессу, и, может, тогда опыт британского премьера Терезы Мэй будет принят во внимание.






Как я заснул в кресле стоматолога
А.В. Оськин
alexander_oskin
К стоматологу я записался в связи с тем, что у меня выпала пломба из переднего зуба. Оказалось, что проблема серьезнее – надо удалять нерв, а это минимум три посещения врача.

Визит к стоматологу – это не очень приятная история, поэтому, как и все, я оттягивал это событие до последнего. Оказалось, что не так всё страшно, все операции делались под обезболивающим уколом. Второй и третий визит я попросил слить воедино из-за отсутствия времени, поэтому пробыл у стоматолога более часа.
И вот тут случилось самое интересное. Полулежа в зубоврачебном кресле и от того, что работа над моим зубом была абсолютно безболезненной, я бы даже сказал, нежной, я несколько раз засыпал и даже видел короткие приятные сны. В финальной части, когда был контрольные рентгеновские снимки и зачистка пломбы, я уже взбодрился.

Добавлю, что врач поставила мне замечательную пломбу, которая являлась частичной коронкой из очень крепкого материала. А стоматологи на своем профязыке называют её обнимашкой.

Словом, я чрезвычайно доволен. Заасыпал в кресле стоматолога первый раз в жизни и, что самое важное, ни разу не почувствовал ни малейших болевых ощущений.

Рекомендую всем друзьям и знакомым: Ценина (Жихарева) Светлана Васильевна, Международный медицинский центр «Он клиник» (www.onclinic.ru, тел. (495) 223-2222).

Кончились деньги на издание газеты? Мы вам скажем, что делать
А.В. Оськин
alexander_oskin
На днях пришло печальное известие из Калининграда о закрытии одной из лучших газет Северо-Западного региона страны -«Калининградской правды». Причина простая – закончились средства на оплату типографии, но, по-видимому, и не только. Эта ежедневная газета успешно издавалась с декабря 1946 года, но последние несколько лет, по словам ее генерального директора, «вела борьбу за выживание».

В этом же невеселом ряду находится и сообщение о прекращении распространения в киосковых сетях знаменитого на всю страну  екатеринбургского журнала «Красная бурда». «Продажа в киосках потеряла для нас экономический смысл, - объяснил «Областной газете» такое решение редакции один из авторов издания. – Временных и организационных усилий она требует немало, а результат на выходе – всего лишь самоокупаемость».

Диагноз невеселый – экономический кризис в отдельно взятых СМИ, разных по жанру, но одинаковых по судьбе. Это премьер-министру легко сказать: «Денег нет, но вы держитесь». К прессе этот совет неприменим. В России за последние пять лет ушли из жизни около 30 тысяч газет и журналов, и практически все – по экономическим причинам. Главный диагноз этого печального результата – неспособность СМИ меняться и быть адекватными меняющемуся спросу потребителей. А спрос меняется стремительно. По оценкам экспертов международной организации «Дистрипресс», жизненный цикл издания в настоящее время составляет пять лет, поэтому и меняться надо соответственно чаще, чтобы не погибнуть на рынке. Любая закостенелость газет и журналов и почивание на лаврах прошлого периода обрекают их на финансовую гибель.

В Европе, к примеру, давно уже стало аксиомой, что печатные СМИ должны перейти от рекламоцентричной модели к продажецентричной. А для этого надо постоянно изучать динамику спроса и идти за потребителем и его меняющимися интересами. Но, к сожалению, не все это могут делать. Некоторые наши коллеги считают, что они создают гениальный контент, замечательные СМИ, но отсталая публика их не понимает и не ценит…

И конечно, принципиально важно внедрять современные цифровые технологии, интегрироваться с социальными сетями и блогосферой и следовать концепции «360 градусов» в издательском деле, в подписке и дистрибуции.

Хороший пример в этом направлении дают нам некоторые западные успешные издания. Как написала Mediakritika.by, газета Guardian за год увеличила подписки на 360 процентов, сделав подборку резонансных тем и наладив коммуникации с читателями, оказывающими поддержку изданию. Норвежская газета Aftenposten удвоила число подписчиков за счет того, что отказалась от публикации материалов, дающих максимум трафика, в пользу материалов, которые максимально вовлекают читателя. Аналогичной стратегии придерживается и The New York Times, также добившаяся хороших результатов в подписке.

Надо признать, что многие отечественные издания в наше трудное время живут очень даже неплохо. Это прежде всего те, которые следуют концепции мультимедийности, продавая свой контент на рынке в разных форматах и по всем возможным каналам. Поэтому, возвращаясь к судьбе «Калининградской правды» и «Красной бурды», замечу, что издания можно спасти и возродить, но для этого они должны встать на дорогу мультимедийности и интеграции с «цифрой». Вопрос, смогут ли? Будем надеяться.

Реклама алкоголя в СМИ – это зло или добро?
А.В. Оськин
alexander_oskin
Всю текущую неделю в  стране проходят мероприятия, посвященные Дню печати. Особенный интерес вызвала встреча президента Путина В.В. в стенах газеты «Комсомольская правда» с группой главных редакторов ведущих печатных СМИ. Один из участников этой встречи обратился с просьбой к президенту разрешить рекламу качественного алкоголя в  прессе в порядке укрепления экономики газет и журналов. По данным «Интерфакса», президент согласился с тем, что доходы СМИ от рекламы за последние годы сократились в два раза, и заверил, что действующие льготы для печатной прессы будут сохранены. А заканчивая обсуждение этой темы, сказал: «Ну, хорошо, давайте мы подумаем».

По моему мнению, у  президента РФ сложилось не вполне объективное представление о состоянии рекламы в печатных СМИ, я бы даже сказал – об экономическом положении российской прессы в целом. Полагаю, что он недостаточно проинформирован об этой проблеме.

Прежде всего, надо напомнить, что реклама в печатных СМИ в целом упала в два-три раза, а в ряде сегментов – и в четыре-пять раз. Поступления от продажи газет и журналов сильно оскудели из-за массовой ликвидации киосков прессы и падения подписки почти в  два раза из-за отмены госсубсидий «Почте России» на покрытие убытков по  доставке подписных изданий населению, что с учетом наших расстояний стало серьезной проблемой. В этом контексте надо признать полным издевательством недавно проведенное в Госдуме решение, разрешающее печатным СМИ размещать рекламу на  площадях до 45 процентов своего объема. Иначе как плохой информированностью депутатов о том, что реклама в печатных СМИ стремится к нулю, это решение никак не объяснить.

Теперь о рекламе алкоголя в прессе. На эту тему неоднократно положительно высказывался замминистра связи А.К.Волин, и я его в этом вопросе абсолютно поддерживаю. Реклама качественного алкоголя в СМИ никоим образом не может повлиять на рост потребления спиртного населением. Наоборот, это в значительной степени будет играть роль просвещения и повышения культуры употребления спиртного. Широкие народные массы чаще всего употребляют не качественные виски или коньяки, а скорее дешевые сорта водки, вина и, более того, всякого рода суррогаты и подделки.

Большим откровением стало интервью «Российской газете» руководителя Федеральной службы по  регулированию алкогольного рынка Игоря Чуяна, который признал, что до 60 процентов коньяков в стране – это поддельные напитки.  «По данным ЕГАИС и деклараций, — сообщил И.Чуян, — за первое полугодие 2017 года объем производства коньяка увеличился на 12,2 процента. При этом производство сырья для него (коньячного дистиллята) сократилось на 7 процентов, а закупки дистиллята за рубежом снизились на 8 процентов. Таким образом, тот коньяк, который был произведен в первом полугодии прошлого года, был обеспечен сырьем лишь на 57 процентов».


Никакими запретами массовый алкоголизм не победишь, а вот повышением культуры и просвещением это сделать можно. Надо снять запрет на рекламу в печатных СМИ качественного алкоголя, табака и других товаров – это укрепит экономику прессы. А поскольку наше государство, в отличие от большинства зарубежных стран, в настоящее время не может оказывать медиаотрасли эффективную поддержку, я считаю, надо в порядке просвещения позволить СМИ рекламировать все товары и услуги, разрешенные законом и находящиеся в  продаже. А в киосках прессы реализовывать любые  товары импульсного спроса, имеющиеся на рынке, при условии, что печатной продукции в обороте этих торговых объектов будет не  менее 50 процентов.

Очень хотелось бы, чтобы администрация президента подготовила для руководителя страны объективную справку о состоянии экономики медиаотрасли с предложением снять запрет на рекламу в отечественной прессе товаров и услуг, разрешенных законом к реализации.

Добавлю, что при положительном решении данного вопроса СМИ могли бы отчислять налоги в бюджет в  значительно большем объеме, что было бы крайне полезно для государства.

Липецк порадовал не только павильонами прессы, но и общим состоянием дел в регионе
А.В. Оськин
alexander_oskin

Я в Липецке на этот раз был недолго, практически сутки. Самолёт из Москвы летит один час. Здесь имел удовольствие встретиться с главой администрации Липецкой области Королёвым Олегом Петровичем. Он произвёл на меня сильное впечатление: крепкий, талантливый руководитель, превративший свой регион в экономический и социальный оазис в стране.
Lipetsk-Oskin-ARPP-gubernator.jpg
Регион газифицирован на 100% Во всех сельских районах построены плавательные бассейны. Американцы продолжают вкладывать инвестиции  в регион. Строятся новые предприятия. Словом подобных примеров очень много.
Rospechat.jpg
Посетил вместе с Полуказаковой Валентиной Ефимовной павильоны прессы. Замечательные объекты в наше трудное время приносят по 0,5 млн рублей оборота. В них около тысячи наименований газет, журналов и книг. Секрет результата – просто в Липецке могут и любят работать.
Rospechat2.jpg
Так держать!

Надо ли акционировать Почту России? И да и нет
А.В. Оськин
alexander_oskin
В последнее время активизировались дискуссии вокруг перспектив акционирования Почты России. У этой идеи есть свои сторонники и противники, причем каждая сторона предоставляет свою убедительную аргументацию, как это недавно было на заседании Комиссии по СМИ Совета Федерации.

Сторонники акционирования считают, что в этом случае у Почты будут развязаны руки, она станет более гибкой структурой и будет больше зарабатывать денег, приносить прибыль и в целом лучше работать. И в этом есть своя логика. Противники акционирования –  а их хватает и в правительстве, и среди законодателей – полагают, что акционирование недопустимо, т.к. Почта в значительной степени реализует социальную функцию, обеспечивая население универсальными почтовыми услугами, на которых грех зарабатывать, а, скорее, надо дотировать. Это доставка почтовой корреспонденции, пенсий, подписки на газеты и журналы и пр. И тут тоже есть своя логика, и с этой точкой зрения можно согласиться.

Проблема акционирования Почты России стоит на повестке дня уже несколько лет. В Госдуму, по-моему, внесено уже несколько вариантов законопроектов по этому вопросу. Обещают, что в будущем году вопрос акционирования Почты России будет решен окончательно.

Обратимся в данном случае к зарубежному опыту. И не в части коммерческих операций, а в части социальных функций почтовых ведомств и, в частности, выделения государственных средств на покрытие их убытков по доставке населению подписных изданий. Компенсация почтовых тарифов на доставку подписных тиражей осуществляется государством в большинстве развитых стран – в США, Великобритании, Германии, Швеции, Австрии, Канаде, Швейцарии, Италии, Франции, Китае и др. Подписные цены на периодику в США ниже розничных в 3-12 раз, а в России на разные издания подписные цены выше розничных на 20-90 процентов.

С момента отмены в России госсубсидий на подписку данная форма работы с населением переживает серьезный кризис, а подписные тиражи за последние три года упали вдвое – с 1 млрд экземпляров в год до 0,5 млрд. Это и понятно, потому что почтовые тарифы на эту услугу выросли более чем на 200 процентов. Я с уверенностью могу прогнозировать, что при отсутствии господдержки подписке она будет умирать и дальше.

Понятно, что в случае акционирования Почты России и перехода её на коммерческие рельсы подписка на газеты и журналы станет одной из форм получения прибыли, и население утратит доступ к подписному печатному слову. Попытки некоторых чиновников объяснить падение подписных тиражей влиянием интернета абсурдны. В Германии, Китае, Японии таких явлений не наблюдается. Газета «Асахи» (Токио), к примеру, выходит в день тиражом 7 млн экземпляров, и у продвинутых японцев наличие современных гаджетов и девайсов на подписке не сказывается. Но сохранение госсубсидий на подобную услугу населению в России препятствует акционированию почтового ведомства. Именно поэтому Минфин, заинтересованный в увеличении прибыльности Почты России, и выступает против госсубсидий на подписку!

Таким образом, если мы хотим использовать Почту России для получения прибыли и дополнительных поступлений в бюджет, акционировать её, безусловно, надо. Но в этом случае можно поставить крест на социальных функциях государевой Почты. Если же мы заинтересованы в сохранении системы оказания населению почтовых услуг по низким ценам, я бы сказал, по ценам ниже себестоимости этих услуг, тогда акционироваться нельзя. А убытки Почты России в данном случае должны компенсироваться.

Можно подумать, что в этой дилемме существует некоторое равновесие между «за» и «против». Но это не так. Предлагаю посмотреть на данную проблему с государственной точки зрения. Можно ли акционировать пожарную службу? Конечно, нет! А полицию? А службу судебных приставов? А санитарно-эпидемиологическую службу? Или ГИБДД? Впрочем, в последнем случае ответ не столь однозначен. Но это уже совсем другая история.   

Минздрав, ты не прав!
А.В. Оськин
alexander_oskin


18 декабря в Домжуре состоялся интереснейший Круглый стол о проблемах продажи табачных изделий в киосках прессы.

Действующие запреты на продажу этого товара в малых торговых объектах разрушают малый бизнес, на треть сокращают продажи газет, журналов и книг и, в конечном счете наносят удар по экономике.


На мой взгляд, даже не это самое печальное. Минздрав в разработке своих антитабачных концепций искажает цифры и факты, фальсифицирует реальные процессы в угоду некоторым своей проевропейской идеологии. Над взрослыми людьми совершается насилие – здесь покупай, здесь не покупай. Запрещают создавать зоны для курения в общественных и транспортных местах. Словом, издеваются почти над половиной взрослого населения страны, как хотят.

При этом чиновники минздрава ссылаются на рекомендации международных организаций. И что странно, в вопросах ограничения табакокурения международные организации для них авторитет, а в вопросах гей пропаганды или признания однополых браков – совсем не авторитет. И все это выглядит очень смешно и непонятно.

Список противоречий можно было бы продолжить. У участников КС все же теплилась надежда, что Минздрав все-таки протрезвеет и будет проводить в отношении прав взрослого населения разумную политику в интересах этого же самого населения.


Ситуация на рынке прессы сложная, но есть оптимистичные сигналы о перспективах
А.В. Оськин
alexander_oskin

Конец 2017 года ознаменовался позитивными, на мой взгляд, событиями в отечественной медиа отрасли.

В Совете Федерации состоялось заседание Комиссии по СМИ, обсудившей ситуацию с подпиской на газеты и журналы в аспекте высоких почтовых тарифов на доставку.

Дискуссия была острой и, на мой взгляд, конструктивной, т.к. все ее участники продемонстрировали готовность решать главную задачу по спасению и развитию подписки на газеты и журналы. Глава комиссии А.К. Пушков заявил, что СФ будет готовить предложения в адрес Правительства РФ по совершенствованию работы Почты России и поддержке института подписки. Принимавший участие в расширенном заседании комиссии М.А. Федотов, глава СЧП при Президенте РФ, высказал предложение о необходимости разработки и принятия закона о господдержке СМИ, полиграфии, книгоиздания и распространения печатной продукции. Очень хорошее предложение!

На конференции АРПП по проблемам подписки наряду с серьезными проблемами отмечались и позитивные результаты. Почта России успешно реализует акции «Дерево добра», «Читаем с почтой», регулярные декады подписки и тратит в год 1,5 млрд. рублей на реализацию льгот для федеральных и региональных СМИ. Понятно, что это не решает главных проблем после отмены госсубсидий на подписку. Но как говорится, в этих условиях делаем все, что можем.
Со своей стороны, АРПП подготовила рейтинг субъектов РФ по подписке из расчета количества подписок на тысячу жителей в регионе. Порадовало, что по этому рейтингу первое место заняла Чеченская Республика. А среди лидеров подписки мы отметили 55 федеральных и региональных изданий, вручив им соответствующие дипломы.

14 декабря с.г. в пресс-центре МК состоялась медиа конференция АРПП по итогам 2017 года и перспективам на 2018 год. Здесь мы отметили также лучшие издания как лидеров продаж, их тоже оказалось несколько десятков. Назвали лучшие субъекты РФ по уровню наличия киосков прессы. Лидером по этому показателю стала Калининградская область. Итоговым рейтингом года стал рейтинг руководителей субъектов РФ по отношению к распространению прессы. Здесь безусловным лидером вновь оказался глава администрации Липецкой области О.П. Королев.

Порадовало меня на этой конференции множество конкретных предложений от выступающих, направленных на преодоление кризисных явлений в отрасли и развитие медиабизнеса. Все это предстоит обдумать и поэтапно внедрять в жизнь.
Трудностей на рынке много. Это связано с сокращением каналов продвижения газет, журналов и книг, падением спроса на прессу у населения, проблемой с платежами за реализованную печатную продукцию и др.

Россия находится в тренде процессов на мировом рынке прессы, повсеместно происходят слияния и укрупнения издательств и дистрибуторов прессы. Отраслевые общественные организации согласно своим уставным требованиям не занимаются коммерческой деятельностью и не контролируют двухсторонние отношения между участниками рынка. Но наша задача в новом году – создать максимально благоприятный климат для оптимизации сотрудничества участников рынка и обеспечить усиление господдержки отрасли.
Над этим мы и будем работать.

В Вологде я узнал, что здесь отбывали ссылку Сталин, Молотов, Луначарский (путевые заметки)
А.В. Оськин
alexander_oskin
В начале декабря я прибыл в Вологду и обнаружил, что здесь значительно холоднее, чем в Москве, хотя температура примерно одинаковая. В этом проявляется уже много лет влияние рукотворного Рыбинского водохранилища, радикально поменявшего местный климат, правда, непонятно, в какую сторону. В годы царизма сюда ссылали в наказание многих революционеров, в том числе будущих лидеров Советского государства – Сталина, Молотова, Луначарского и других. Ссыльным в наше время из-за перемены погоды жить было бы намного труднее. Лёгкие минус 8 из-за высокой влажности ощущаются как минус 16.

Кстати, ссыльные в те годы здесь обустраивались неплохо. Известно, что Сталин, находясь в Вологде, получал финансовую поддержку партии, а Молотов не получал и поэтому подрабатывал тапёром в квартире. Значительно позднее, на заседаниях Политбюро Сталин подтрунивал над Молотовым, замечая, что когда он занимался революционной деятельностью, Молотов развлекал музыкой буржуев.

Я познакомился с историческими памятниками города, они очень интересны. Вологодский кремль закладывал ещё Иван Грозный. Говорят, что во время посещения им одного из строящихся соборов на царя упал большой кусок штукатурки, и после этой травмы Иван Грозный передумал делать Вологду столицей своего государства. Но многое из той эпохи сохранилось.




На территории Вологодского кремля

Очень впечатляют размеры Вологодского кремля. Не все знают, что это была самая большая на Руси крепость, её площадь составляла 46 гектаров, что почти в два раза больше, чем площадь Московского кремля и в четыре раза больше площади Новгородского. Внутри крепости располагалось 565 дворов, из них 423 – жилых. Стены Вологодского кремля имели толщину 8,5 метра, а, для сравнения, стены московского Китай-города – 6,5 метра. Крепостной ров в Вологде был шириной 65 и глубиной 20 метров, что в полтора раза больше, чем параметры крепостного рва в Москве. При капитальной перестройке Кремля в Вологде в первой трети 17 века были сооружены башни высотой до 38 метров, что можно сравнить с современным 12-этажным домом.




У церкви Александра Невского

Впрочем, в 20-х годах 18 века Вологодский Кремль практически перестал существовать, его разобрали, а кирпич использовали для строительства различных объектов в городе. То, что сейчас называют Кремлем – это, по сути, только Архиерейский собор, в котором расположен музей-заповедник, и прилегающая к нему территория.



У Софийского собора

Сегодня Вологодская область – это большой регион, площадью примерно как три государства Нидерланды или полторы Венгрии. Но жизнь здесь значительно отличается от жизни в Нидерландах, может, это и к лучшему. В лесах Вологодчины водятся зубры, лоси, олени, медведи и прочая живность. Насколько я знаю, таких животных в Нидерландах и Венгрии не наблюдается.

А ещё славится Вологда своими кружевами. Великолепная работа местных кружевниц известна с 16 века и активно использовалась в качестве украшения знатными дамами Москвы и Санкт-Петербурга. Мне рассказали, что во время президентства Медведева Д.А. сюда приезжала его супруга, и для неё организовали специальное шоу, когда прямо на городской площади около 300 мастериц одновременно плели великолепные кружева. Супруге тогдашнего президента это очень понравилось, и ей подарили кружевную пелеринку.



У Музея кружев на территории Кремля

Я приехал в Вологду на сутки для участия в семинаре-совещании по проблемам прессы. Жил в гостинице «Спасская». Ужин у меня был безалкогольный, но в ресторане играла и пела очень хорошая вокальная группа с редким многоголосием. Но известную песню «Песняров», посвященную Вологде, я здесь так и не услышал. А жаль…   

Вологда мне очень понравилась, вот только местный аэропорт здесь весьма неказистый, с редкими рейсами. Улетать пришлось из Череповца на самолёте «Северстали». Денег у них значительно больше, чем у кружевниц, могли бы и помочь.

Улетал я, имея на руках горшочек вологодского масла. Продукт – супер! Всем рекомендую!

?

Log in

No account? Create an account