Александр Оськин, председатель правления АРПП, член Союза журналистов

Как голосовал я вместе со своими внуками
А.В. Оськин
alexander_oskin
На избирательный участок мы пришли всей семьей – общим количеством 10 человек. Право голоса имели пять человек, включая старшего внука, которому недавно исполнилось 18 лет. И что самое интересное, все пятеро голосовали за разных кандидатов. Я бы назвал это жизнерадостным плюрализмом в одной отдельно взятой семье.

  (без названия)

Младший внук Ярослав, который в этом году пойдет в первый класс, сильно расстроился из-за того, что нельзя проголосовать за Дональда Трампа. Почему-то он был уверен, что такая возможность у него будет – видимо, ребенку нужно проводить меньше времени у телевизора. Как тут не вспомнить старый плакат-шутку: «Избрали президента США, изберем и президента России».

(без названия)

По итогам выборов позабавила позиция Жириновского, обратившего весь свой гнев на избирателей, которые отдали много голосов Грудинину. Жириновский назвал это голосованием за борщ, поскольку совхоз им. Ленина, которым руководит Грудинин, выращивает всё для борща. Может быть, борщ обещает быть качественным?!

Огорчила свара между Навальным и Собчак, уж больно некрасиво всё это выглядело!

Добавлю некоторые детали. На нашем избирательном участке пирожки были невкусными и дорогими, зато значки были бесплатными. Музыка звучала всеядная. Порадовала погода,всё было по Пушкину: «Мороз и солнце; день чудесный!». 


(без названия)

В аэропорту «Шереметьево» возобладал здравый смысл
А.В. Оськин
alexander_oskin
Курить, как известно, вредно. Вредно также употреблять жирное мясо, алкоголь, сахар, сладкую газировку, мучные изделия и т.д. Однако я что-то не замечал, чтобы в наших аэропортах вводились запреты на употребление сала или мяса даже в Великий пост. Вегетарианцы, конечно, возмущаются в душе, когда наблюдают пожирание мясных изделий, но вежливо терпят.

В случае же ограничения табакокурения у нас до последнего времени творился полный беспредел. С подачи чиновников Минздрава права граждан РФ, склонных к курению, ущемлялись и, более того, они представлялись гражданами второго сорта, неполноценными людьми и подвергались унижениям. Люди роптали, общественные организации направляли протесты в правительство, в Совет по правам человека при президенте и др. Более того, на нескольких публичных форумах в Москве в прошлом году антитабачная концепция Минздрава подвергалась уничижительной критике за, мягко говоря, ошибочную аналитику и неточные цифры, а главное, за абсолютный непрофессионализм в указанной сфере.

Всем здравомыслящим людям было совершенно понятно, что борьбу с табакокурением, как и с алкоголизмом и обжорством, надо вести методами просвещения и убеждения, повышением культуры, а не унизительным запретами и ущемлением прав человека.

И вот свершилось. В аэропорту «Шереметьево» принято решение создать места для курения с тем, чтобы облегчить страдания курильщиков от длительного воздержания. И это гуманно. Добавлю, что во многих странах права курильщиков уважают, для них отводятся специальные хорошо вентилируемые зоны, и это никому не мешает.

В аэропорту города Прага мы с курящим приятелем нашли ресторанчик с пепельницами на столах, и мой коллега с наслаждением потягивал сигарету, попивая знаменитое чешское пиво. А мне как некурящему человеку запах хорошего сигаретного дыма был, признаюсь, даже приятен, а чешское пиво от этого соседства казалось даже вкуснее.

Полагаю, что почин аэропорта «Шереметьево» надо распространить по всей стране и пойти далее – создать зоны для курения в ресторанах, кафе и других общественных местах. Более того, надо вернуть в киоски и павильоны прессы продажу сигарет как трафикообразующего товара, который позволит увеличить продаваемые тиражи газет и журналов и укрепить экономику объектов прессы.
Напомню, что в Италии в киосках прессы сигареты можно купить поштучно, что, безусловно, снижает употребление табачных изделий, но привлекает покупателей в торговый объект.

Надо, наконец, обуздать ретивость чиновников Минздрава, которые превосходят все границы здравого смысла в борьбе с табакокурением. Их действия мне напоминают известную фразу Бармалея в фильме «Айболит-66»: «Я вас согну в бараний рог, но сделаю счастливыми». В наше время такая античеловеческая позиция неуместна.

И последнее. Инициатива аэропорта «Шереметьево» прозвучала аккурат в канун президентских выборов, и слава богу! Вот я и подумал: может, президентские выборы проводить почаще, чтобы инициатив в пользу человека стало больше? 

Газета Phnom Penh Post впереди планеты всей
А.В. Оськин
alexander_oskin
Мне трудно представить, чтобы конфликт двух кандидатов в президенты в прямом телеэфире с матом и обливанием водой появился бы у нас в ресурсах какой-нибудь газеты именно как видеосюжет. В отечественных СМИ процесс интеграции бумаги и цифры идет очень трудно. А вот в Камбодже, к примеру, рванули далеко вперед и в отличие от многих бумажных СМИ успешно применили цифровые технологии, вызвавшие интерес у читателей.

Журнал «Журналист» сообщил, что виде-редактор камбоджийской Phnom Penh Post, обнаружив, что в Уганде и в Сенегале ведущие телешоу читают новости в форме рэпа, решил использовать эту идею в своем издании. Первый клип с рэп-новостями на кхмерском языке вызвал большой интерес у публики, хотя были и негативные комментарии – мол, чуждая культура разрушает камбоджийские скрепы. Тем не менее, созданное в продолжение эксперимента новостное рэп-шоу посмотрели уже более двух миллионов человек. К сожалению, выпуск рэп-шоу пришлось прекратить, поскольку рекламодатели не хотели давать рекламу в таком спорном формате.

Кстати, нетрадиционные форматы применяют и американские издания. Например, Washington Post использовала жанр комедийного скетча для критики Дональда Трампа. В газете считают, что подобные видеоклипы привлекают аудиторию и могут стать «новой точкой входа на сайт для читателей из социальных сетей».  

Эти примеры как нельзя лучше определяют основной вектор развития газет и журналов, который связан прежде всего с интеграцией с цифровыми технологиями и использованием новых каналов продвижения контента.

Достаточно посмотреть на современные ведущие телеканалы, чтобы понять, что нужно публике, какие передачи имеют самые высокие рейтинги. Сегодня необходимо не просто создать уникальный контент, его еще надо облечь в соответствующую форму, добавить информационную «приправу» в стиле современной «кухни», а потом, самое главное, найти эффективный канал доступа к потребителю. На поверхности выглядит просто, но реализовать эту концепцию чрезвычайно трудно. Камбоджийская газета или Washington Post предложили своему потребителю авторские информационные «блюда», и народ пошел за ними.

Я часто слышу стенания отечественных издателей о том, что интерес к чтению падает, издания покупаются все хуже и хуже, участились примеры закрытия газет и журналов в регионах страны. Но я хотел бы нашим коллегам задать несколько простых вопросов. Используете ли вы в своих публикациях механизм дополненной реальности? Создаете ли вы для своей интернет-версии контент, отличный от печатной версии? Организуете ли вы из числа своих читателей фокус-группы для оценки своего издания и выяснения актуальной проблематики на перспективу? Используете ли вы обратную связь с читателями в формате клуба в социальных сетях или реального клуба с периодическими встречами? Осуществляете ли вы распространение контента по подписке и в розницу более чем по двум каналам, используя концепцию «360 градусов»? Если главный редактор или издатель отвечает на эти вопросы положительно, издание будет жить. Если отрицательно, надо искать другую работу.

Уже в этом году появился ряд сообщений о закрытии изданий, к примеру, в Калининградской области. Это особенно печально, потому что Калининградская область была в числе лидеров в стране по количеству киосков прессы на тысячу жителей. И здесь особенно очевидно, что закрытие изданий напрямую не связано с данным каналом распространения, а происходит исключительно оттого, что потребитель информации через прессу перестал поддерживать своим рублем данный информационный продукт. И этот фактор сегодня очень важен.

Потребитель на рынке голосует рублем, и поэтому надо идти за ним и его меняющимся спросом. С ним необходимо вести диалог, используя элементы игры и всякого рода информационных «вкусняшек». Словом, от информационного «общепита» следует переходить к индивидуальной «кухне», и тогда народ пойдет за вами. Лучшие зарубежные СМИ это ярко доказывают.

Криптовалюту теперь можно купить в киосках прессы
А.В. Оськин
alexander_oskin
У нас в стране уже много лет идет неравная борьба с чиновниками за расширение ассортимента товаров и услуг в киосках прессы. Надо признать, что отечественная медиаотрасль здесь терпит поражение за поражением – в части наших торговых объектов почему-то не действует принцип свободы торговли. Чиновники в регионах постоянно формируют так называемый «разрешенный ассортимент товаров» для объектов прессы, и это является своеобразным инструментом для создания привилегий для крупного ретейла. Поэтому вводятся запреты то на один, то на другой товар, что вынуждает покупателей тратить дорогое время и не менее дорогой бензин на поездки в гипер- и супермаркеты. Понятно, что эти меры чиновников небескорыстны и, видимо, вознаграждаются со стороны крупноформатных торговцев.

Всё это печальное настоящее, которое не пробьёшь позитивными примерами из Липецка, Риги, Варшавы или Белграда, где в киосках прессы продается все, что нужно человеку в качестве товаров импульсного спроса.

Но вот сегодня пришла новость из Австралии, где в 1200 газетных киосках стала продаваться криптовалюта.  Как сообщил интернет-журнал Inc.Russia со ссылкой на 9Finance, «запущенный австралийской криптовалютной биржей Bitcoin.com.au сервис позволяет жителям Австралии покупать криптовалюты за обычные деньги в киосках с прессой». С 1 марта эта услуга стала доступной в киосках прессы, где за обычные деньги можно приобрести биткоины и Ethereum. Когда в 2016 году криптовалютная биржа Bitcoin.com.au начала работать в Австралии, главной проблемой стало недоверие покупателей. Как отмечал исполнительный директор биржи Руперт Хэкетт, главной проблемой стало недоверие покупателей: «Когда вы продаете что-то цифровое, трудно завоевать доверие со стороны потребителей, потому что вы не предлагаете ничего осязаемого». Но появившаяся возможность приобрести криптовалюту там же, где продается пресса, напитки и канцтовары, позволяет инвестировать в биткоины без страха.

Положительный опыт Австралии в части внедрения нового товара в киосках прессы хорошо бы повсеместно внедрить и на территории нашей страны, тем более, что криптовалюта уже шагает по России. Правда, не всегда безболезненно. Как писали недавно в СМИ, осенью прошлого года в Москве ограбили мужчину, пытавшегося продать биткоины на 15 миллионов рублей. В результате он лишился и криптовалюты, и обычных денег.

Но трудности россиян только закаляют. Биткоины становятся привлекательным товаром и, безусловно, будут пользоваться спросом. Хочется надеяться, что наши чиновники разрешат киоскам и павильонам прессы торговать биткоинами, тем более что в гипер- и супермаркетах криптовалюта в ассортимент товаров не входит.  

 

СССР отметил девятый день своего рождения
А.В. Оськин
alexander_oskin
28 февраля вечером я решил сходить в бассейн и поплавать. Настроение было хорошее, я проплыл километр двести пятьдесят метров. Наш бассейн в клубе “Зебра” небольшой, всего 25 метров, поэтому пришлось сделать 25 кругов.

Когда я оделся и собирался идти домой, меня неожиданно пригласили на второй этаж, где уже разливали шампанское. Оказалось, что здесь отмечает девятилетие Сеть спортивных сооружений России. В спортивном зале под баскетбольным щитом были накрыты фуршетные столы с шампанским и соками, а на противоположной стороне была сооружена сцена, где выступала балетная группа, проводились конкурсы и лотереи. Всё было мило, интересно и вкусно.

Оказалось, что СССР прикупил сеть фитнес-клубов “Зебра” и решил дать им новый импульс развития. Как говорится, доброго пути! Всё хорошо, что развивается к лучшему.

И последнее. Шампанское было французское и по определению хорошее.

Революционные изменения на рынке печатных СМИ
А.В. Оськин
alexander_oskin
26 февраля с.г. в пресс-центре «Аргументов и фактов» состоялось революционное и, надеюсь, историческое событие – объединение медиаструктур рынка печатных СМИ России в новую организацию под названием «Союз предприятий печатной индустрии» (СППИ). В него вошли ГИПП, АРПП, НАИ, участвующие в собрании. А идею горячо поддержали руководители Межрегиональной ассоциации полиграфистов, Содружества бумажных оптовиков и НСРП «Союзпечать».

В нашей отрасли накопилось много серьезных проблем. С одной стороны, они связаны с тяжелым положением в экономике, снижением потребительского спроса и падением доходов населения. А с другой стороны – обострением противоречий между игроками рынка прессы. На первый взгляд, всё понятно, т.к. усилились противоречия между партнерами, и все участники рынка недовольны друг другом. Но ситуации, когда каждый только сам за себя, приходит конец. Надо искать баланс интересов и, как это ни странно, думать об интересах друг друга. В отрасли должен возобладать трезвый прагматизм, способность видеть на два-три шага вперед.

Вчера на собрании внешне преобладали единодушие и вера в успех новой организации как в переустройстве рынка прессы, так и в продвижении интересов отрасли в органах власти. Я бы сказал, что 99 процентов участников были единодушно «за». Один человек, правда, засомневался, но думаю, от недостаточной информированности. Есть надежда, что и он присоединится к общей позиции.

Я полагаю, что вчера было положено только начало пути, трудного и пока не всем понятного. Но, как гласит китайская пословица, и дорога в десять тысяч ли начинается с первого шага.       


«Собака.ru» добралась до Омска
А.В. Оськин
alexander_oskin
Каждое утро, выходя из подземки, я встречаюсь с симпатичной дамой, которая предлагает мне газету «Метро». Интересное издание, что характерно, бесплатное, предоставляющее полезную информацию о жизни столицы плюс рекламу. Конечно, в прошлом в московской подземке было значительно больше прессы, её можно было приобрести на многочисленных лотках, в киосках, павильончиках, в автоматах и даже с рук. Теперь всё это многообразие из-за странной политики руководства метрополитена уничтожено, и найти можно только бесплатную газету «Метро». Может, правы могильщики печатных СМИ в том, что пресса умирает, дни газет и журналов сочтены, и поэтому все рекламные объемы надо переносить в электронные СМИ? Однако жизнь опровергает позицию похоронной команды.

В марте в городе Омске выйдет в свет иллюстрированный журнал «Собака.ru», который будет посвящен в основном моде. Надо сказать, что это издание в этом году будет выходить в 21 городе России, при этом в планах владельцев данного бренда расширять географию выпуска журнала по всей территории РФ. Делается это на принципах франшизы, в каждом городе местная редакция от 50 до 70 процентов глянцевого издания заполняет местными материалами. Важно, что журнал распространяется бесплатно, зарабатывая на жизнь на рекламе.

Развитие региональной прессы в настоящее время – это общемировой тренд. И в США, и в Великобритании региональные печатные СМИ пользуются всё большим спросом. А в Германии стали особо популярными толстые иллюстрированные журналы, выходящие в регионах и посвященные различным аспектам жизни этих регионов.

К этому надо добавить, что весьма состоятельные люди стали вкладывать деньги в печатные издания. Как сообщила программа «Новый курс» телеканала «Астана», в 2013 году глава «Амазон» Джеф Безос приобрел за 250 млн долларов крупнейшую газету столицы США The Washington Post, владелец бейсбольного клуба «Бостон Ред Сокс» Джон Генри купил ежедневную The Boston Globe, за последние несколько лет один из наиболее известных инвесторов в мире Уоррен Баффет приобрел около 30 местных американских газет.

Региональная пресса, т.е. газета или журнал, посвященные событиям конкретного города или конкретной улицы, – это очень увлекательно для местных жителей, и они эти издания с удовольствием покупают или получают бесплатно, но читают с интересом, чего не скажешь о рекламных проспектах или прессе с неинтересными для них новостями, бесплатно раскладываемых в подъездах.

Как сообщила «Российская газета», в Южной Корее создали робота-журналиста, успешно работающего над созданием заметок по ходу спортивных соревнований. И это замечательно. Но такой дорогостоящий программный продукт никогда не будет освещать жизнь моего микрорайона, тем более что он всё делает по шаблону. А несколько талантливых журналистов вполне справятся с удовлетворением информационных потребностей, к примеру, жителей нашей улицы. Поэтому несомненно, что региональная пресса будет жить и развиваться, и приход журнала «Собака.ru» в Омск тому яркое подтверждение.      

Премьер-министр Великобритании – просто супер
А.В. Оськин
alexander_oskin

В Великобритании женщина во власти – это добрая традиция. Уже не говоря про королеву Елизавету, находящуюся на троне рекордное время – 66 лет, в истории оставила яркий след премьер-министр Маргарет Тэтчер, которая железной рукой правила страной и значительной частью планеты Земля. Крепким характером обладает и Тереза Мэй, которая любому мужчине даст сто очков вперед, например, в теме брексита и разруливании этой сложнейшей процедуры. Но меня откровенно порадовала последняя информация про Терезу Мэй, которая совершенно неожиданно обратилась к проблеме поддержки в своей стране печатных СМИ и прежде всего региональных изданий.

В материале медиаэксперта А.Мирошниченко, опубликованном в журнале «Журналист», сообщалось, что, выступая недавно в Манчестере, Тереза Мэй высказала озабоченность уязвимостью общества для фейк-ньюс из-за исчезновения газет и в связи с такой опасностью «поручила правительственным ведомствам подготовить доклад об устойчивых финансовых моделях для прессы на национальном, региональном и местном уровнях». В докладе должно быть отражено взаимодействие изданий с интернетом и, в частности, будет рассмотрено, получают ли СМИ, являющиеся поставщиками качественного контента в интернет, справедливую долю цифровой рекламы, будет изучено, «как их контент аккумулируется и распространяется социальными сетями». Предполагается исследовать коммерческие механизмы распространения некачественных новостей и кликбейтов с точки зрения их использования для СМИ, а также «роль правительства в поддержании разнообразного и процветающего медиа-ландшафта» и необходимость его вмешательства в рыночные процессы в сфере производства печатных СМИ. Автор статьи делает вывод, что Великобритания, похоже, ищет способ сохранить прессу, особо беспокоясь о местных изданиях.

Значительным контрастом с позицией Терезы Мэй является мнение по данному вопросу российского премьера Дмитрия Медведева, который, как мне представляется, давно поставил крест на бумажной прессе и делает исключительную ставку на интернет и всякого рода планшеты. В Англии озаботились опасностью распространения фейковых новостей в интернете, у нас эту опасность недооценивают. Российские региональные СМИ испытывают серьезные проблемы, но реальной помощи они не получают. Более того, в апреле 2017 года президент Путин на медиафоруме в Санкт-Петербурге впрямую высказался в поддержку региональных СМИ, но никаких действий со стороны правительственных кругов не последовало. Подписка в стране разрушается, розничные продажи постепенно ликвидируются из-за уничтожения киосковых сетей прессы, полиграфическая бумага непрерывно растет в цене, печатное слово делается всё более недоступным.

Очень хотелось бы, чтобы российское правительство обратило внимание на правительственные меры в Великобритании по поддержке печатной прессы и попыталось поддержать отечественные печатные СМИ, особенно в регионах.

Напомню, что в России зарегистрировано 54 тысячи газет и журналов, преобладающее число которых выходит в регионах. Нужно выработать эффективные механизмы их поддержки, но, похоже, именно этим нынешний состав кабинета министров заниматься не хочет. Остается только надеяться, что новый состав правительства, который будет сформирован после президентских выборов, все-таки обратит внимание на отечественную прессу, и, может, тогда опыт британского премьера Терезы Мэй будет принят во внимание.






Как я заснул в кресле стоматолога
А.В. Оськин
alexander_oskin
К стоматологу я записался в связи с тем, что у меня выпала пломба из переднего зуба. Оказалось, что проблема серьезнее – надо удалять нерв, а это минимум три посещения врача.

Визит к стоматологу – это не очень приятная история, поэтому, как и все, я оттягивал это событие до последнего. Оказалось, что не так всё страшно, все операции делались под обезболивающим уколом. Второй и третий визит я попросил слить воедино из-за отсутствия времени, поэтому пробыл у стоматолога более часа.
И вот тут случилось самое интересное. Полулежа в зубоврачебном кресле и от того, что работа над моим зубом была абсолютно безболезненной, я бы даже сказал, нежной, я несколько раз засыпал и даже видел короткие приятные сны. В финальной части, когда был контрольные рентгеновские снимки и зачистка пломбы, я уже взбодрился.

Добавлю, что врач поставила мне замечательную пломбу, которая являлась частичной коронкой из очень крепкого материала. А стоматологи на своем профязыке называют её обнимашкой.

Словом, я чрезвычайно доволен. Заасыпал в кресле стоматолога первый раз в жизни и, что самое важное, ни разу не почувствовал ни малейших болевых ощущений.

Рекомендую всем друзьям и знакомым: Ценина (Жихарева) Светлана Васильевна, Международный медицинский центр «Он клиник» (www.onclinic.ru, тел. (495) 223-2222).

Кончились деньги на издание газеты? Мы вам скажем, что делать
А.В. Оськин
alexander_oskin
На днях пришло печальное известие из Калининграда о закрытии одной из лучших газет Северо-Западного региона страны -«Калининградской правды». Причина простая – закончились средства на оплату типографии, но, по-видимому, и не только. Эта ежедневная газета успешно издавалась с декабря 1946 года, но последние несколько лет, по словам ее генерального директора, «вела борьбу за выживание».

В этом же невеселом ряду находится и сообщение о прекращении распространения в киосковых сетях знаменитого на всю страну  екатеринбургского журнала «Красная бурда». «Продажа в киосках потеряла для нас экономический смысл, - объяснил «Областной газете» такое решение редакции один из авторов издания. – Временных и организационных усилий она требует немало, а результат на выходе – всего лишь самоокупаемость».

Диагноз невеселый – экономический кризис в отдельно взятых СМИ, разных по жанру, но одинаковых по судьбе. Это премьер-министру легко сказать: «Денег нет, но вы держитесь». К прессе этот совет неприменим. В России за последние пять лет ушли из жизни около 30 тысяч газет и журналов, и практически все – по экономическим причинам. Главный диагноз этого печального результата – неспособность СМИ меняться и быть адекватными меняющемуся спросу потребителей. А спрос меняется стремительно. По оценкам экспертов международной организации «Дистрипресс», жизненный цикл издания в настоящее время составляет пять лет, поэтому и меняться надо соответственно чаще, чтобы не погибнуть на рынке. Любая закостенелость газет и журналов и почивание на лаврах прошлого периода обрекают их на финансовую гибель.

В Европе, к примеру, давно уже стало аксиомой, что печатные СМИ должны перейти от рекламоцентричной модели к продажецентричной. А для этого надо постоянно изучать динамику спроса и идти за потребителем и его меняющимися интересами. Но, к сожалению, не все это могут делать. Некоторые наши коллеги считают, что они создают гениальный контент, замечательные СМИ, но отсталая публика их не понимает и не ценит…

И конечно, принципиально важно внедрять современные цифровые технологии, интегрироваться с социальными сетями и блогосферой и следовать концепции «360 градусов» в издательском деле, в подписке и дистрибуции.

Хороший пример в этом направлении дают нам некоторые западные успешные издания. Как написала Mediakritika.by, газета Guardian за год увеличила подписки на 360 процентов, сделав подборку резонансных тем и наладив коммуникации с читателями, оказывающими поддержку изданию. Норвежская газета Aftenposten удвоила число подписчиков за счет того, что отказалась от публикации материалов, дающих максимум трафика, в пользу материалов, которые максимально вовлекают читателя. Аналогичной стратегии придерживается и The New York Times, также добившаяся хороших результатов в подписке.

Надо признать, что многие отечественные издания в наше трудное время живут очень даже неплохо. Это прежде всего те, которые следуют концепции мультимедийности, продавая свой контент на рынке в разных форматах и по всем возможным каналам. Поэтому, возвращаясь к судьбе «Калининградской правды» и «Красной бурды», замечу, что издания можно спасти и возродить, но для этого они должны встать на дорогу мультимедийности и интеграции с «цифрой». Вопрос, смогут ли? Будем надеяться.

?

Log in

No account? Create an account