?

Log in

No account? Create an account

Александр Оськин, вице-президент Союза предприятий печатной индустрии

Есть ложь, наглая ложь и статистика
А.В. Оськин
alexander_oskin
Это известное выражение знаменитого писателя и в чем-то юмориста Марка Твена я вспомнил в связи с развернувшейся в СМИ дискуссией вокруг последних достижений наших статистиков.

Росстат объявил, что в прошедшем году ВВП страны впервые за последние шесть лет вырос на 2,3%. Это многих удивило, так как еще в октябре прошлого года президент РФ заявил о росте ВВП за десять месяцев на 1,8%. В декабре, как известно, у нас сильно просело сельское хозяйство (почти на 3%), и о каких-либо достижениях в других отраслях народного хозяйства я не слышал. Задумался я и над вопросом: есть ли достижения в развитии отечественной медиаотрасли?

Вот некоторые цифры и факты. За последние годы количество печатных СМИ в стране сократилось с 75 тыс. до 45 тыс. Число электронных СМИ в настоящее время составляет около 10 тыс. Количество киосков прессы упало с 42 тыс. до 16,7 тыс., киоски уничтожаются со средней скоростью 10 объектов в день. Книжных магазинов осталось 1,5 тыс., что меньше, чем было в царской России до 1917 года. Количество подписных экземпляров газет и журналов, доставляемых населению и юридическим лицам, упало с 1 млрд. в год до 0,5 млрд. А произошло это потому, что Минфин ликвидировал госдотации на доставку подписных экземпляров населению в размере 3 млрд. в год. И как нам сказали, это было сделано в целях экономии бюджетных средств. Это меня позабавило на том фоне, что на спасение банка «Открытие» было выделено 1 трлн. рублей из которых 34 млрд. рублей глава банка просто украл. Сейчас ведется следствие, и его ищут.

Мне могут сказать, что печатная индустрия – не самая важная отрасль в стране. Может быть. Читать и думать вообще вредно. А также получать образование, лечиться, заниматься спортом и заниматься прочими глупостями. На этом фоне поражает неразумность властей европейских стран, которые выделяют значительные средства на финансирование доставки подписки населению. То, что делается в США и Канаде – это далеко и непонятно. А вот в маленькой Латвии из бюджета ежегодно выделяется 2 млн. евро на доставку подписных изданий населению в сельской местности.

Словом, статистика в печатной индустрии у нас весьма печальная.

Специалисты ВШЭ прогнозируют, что в 2019 году темпы роста экономики могут еще более замедлиться. Они оценивают рост ВВП в прошлом году в 1,5%, а в текущем году менее 1%. На этом фоне успокаивает, что и в Китае замедляются темпы роста ВВП, они будут менее 6%.

Меня спросят: в чем я вижу причину кризиса в отечественной медиаотрасли? Здесь все очевидно. Дело вовсе не в пагубном влиянии интернета, как утверждают представители «похоронной» команды печатных СМИ, а в серьезных ошибках властей различного уровня, не понимающих чрезвычайную важность поддержки отрасли в современных условиях и более того, принимающих решения, препятствующие ее развитию. Нам мешают нормально работать и зарабатывать, а несвободный бизнес, как правило, начинает скукоживаться. Ограничения по рекламе в печатных СМИ, ограничения по ассортименту сопутствующих товаров в киосках прессы, разрушительные аукционы на право торговать газетами и журналами, безумные арендные ставки, уничтожающие книжные магазины, тяжелое налоговое бремя и т.д., и т.п.

После всех подобных обременений остается только надеяться на чудо, и этим чудом может быть Статистика.

Судьба французской газеты «Юманите» – урок другим изданиям
А.В. Оськин
alexander_oskin
Французская газета «Юманите» – одна из старейших в мире. Она выходила в свет с начала прошлого века, а тираж в лучшие времена достигал 300 тыс. экземпляров в день. И вот из Франции пришла новость о том, что издание закроется со дня на день по экономическим причинам, т.е. денег на выпуск газеты просто нет, а долги стали запредельными.

Как подчеркивается в газете Коммерсантъ, вместе с «Юманите» уходит целая эпоха. Директор издания, коммунист и евродепутат Патрик Ле Ярик, сообщил, что против газеты заведено судебное дело в связи с невозможностью выполнять свои финансовые обязательства. Не выплачивается зарплата журналистам, под угрозой выход новых печатных номеров. В апреле этого года «Юманите» исполнилось бы 115 лет. Появившись как орган социалистической партии, издание стало коммунистическим, одним из самых массовых и влиятельных в западном мире. По единственной французской ежедневной газете, продававшейся на территории СССР, советские школьники учили язык. Существование газеты, как, впрочем, и всей Коммунистической партии Франции, во многом зависело, как известно, от финансовой поддержки КПСС. С 1920-х годов и до последних дней СССР «Юманите» колебалась вместе с линией партии. Мировой кризис социализма тяжело отразился на финансовом положении редакции, компартия обеднела.

Газета «Юманите» никогда не была рыночной, она выполняла функции коллективного пропагандиста и агитатора и финансировалась из партийных бюджетов. Партийные бюджеты иссякли, иссякла и жизненная сила печатного СМИ. Хотя бюджетов в нашем мире очень много, видимо, руководители газеты не смогли найти для себя новое финансирование. Они также не смогли обеспечить себе финансовую поддержку читателей, т.е. не смогли продавать свой информационный товар на рынке, отсюда и печальный итог. И таких примеров на сегодняшний день, к сожалению, очень много.

В настоящее время в России зарегистрировано 47 тыс. печатных СМИ, две трети из которых существуют на средства налогоплательщиков, т.е. финансируются из бюджетов субъектов РФ. Для изданий, выпускаемых для ветеранов, инвалидов, пенсионеров, детей и др. бюджетное финансирование оправдано, а вот для всех остальных СМИ – проблематично. Денег в стране все меньше, значит, надо меняться и больше зарабатывать на продвижении своего информационного товара в печатных и электронных версиях и на всех возможных носителях.

Мне понравилась информация из Псковской области, где взят курс на реформирование муниципальных газет. Член местной Общественной палаты Алексей Иванов на днях сказал по этому поводу, что предстоящая реорганизация позволит выйти печатным СМИ на новый уровень, расширить объем публикуемой информации как по качеству, так и по наполняемости, дополнить местные новости региональной и федеральной повесткой, стать более содержательными. Газета, к примеру, «Великолукская Правда Новости», дает возможность узнавать новости без привязки к компьютерам и гаджетам, а также позволяет читателю составлять картинку недели не по интернетным, порою «кричащим» заголовкам, а по серьезным аналитическим материалам, очеркам, публицистике.
Кризис бюджетных СМИ председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич связывает с тем, что большая часть из них сидит на государственной «игле»: «Учредитель вынуждает их печатать кучу всякого мусора, что снижает интерес к газете. Так как они на финансировании, у них нет желания развиваться».

Реорганизация печатных СМИ в направлении большей эксклюзивности и аналитики является принципиальным условием востребованности издания на рынке. Очень важно также обеспечить эффективное взаимодействие с интернетом, опираясь на симбиоз «бумаги» и «цифры». Иначе никакое бюджетное финансирование не спасет в условиях усыхания бюджетов.

Была бы моя воля – я бы сохранил газету «Юманите» как памятник хорошей журналистики. Но для этого нужно менять ее концепцию. Думаю, что нынешнее руководство издания к этому не готово. Остается надеяться, что другие печатные СМИ смогут на примере «Юманите» сделать для себя правильные выводы и не допустить закрытия своей газеты или журнала.

Подписка на печатные СМИ через киоски прессы – наш общий шанс
А.В. Оськин
alexander_oskin
В стране денег на поддержку подписки на газеты и журналы у государства нет. Во всех европейских странах средства на эти цели находятся. Только в Латвии, к примеру, на доставку подписных изданий сельскому населению в год выделяется 2 миллиона евро. У нас лет пять-шесть назад на эти цели выделялось всего 3 миллиарда рублей, но и это сдерживало цены на подписку. Потом эту субсидию отменили. А подписные тарифы и, соответственно, цены на подписку, выросли почти в 3 раза. Подписка стала дороже розницы и умирает со скоростью 10% в подписное полугодие. При этом, 9 миллиардов рублей на списание долгов потребителей газа в одном из кавказских регионов нашли без проблем.

Одним из путей спасения подписки и поддержки всей медиаотрасли может стать организация сервиса подписки на газеты и журналы через киоски прессы. Кстати говоря, такая форма работы применялась в свое время в разных регионах страны.

Идею организации подписки через киоски прессы активно поддерживают Департамент СМИ и рекламы города Москвы и КП «Мосгорпечать». Это и понятно. При раскрутке подписных технологий на московском розничном рынке рентабельность объектов прессы может вырасти. При этом подписка на прессу в киосках может быть значительно дешевле подписки в почтовых отделениях. Это объясняется простой логикой. У почты значительные средства уходят на доставку прессы от отделения связи до квартиры подписчика. Эта так называемая «последняя миля» составляет в ряде случаев 70% подписной цены. Для киосков прессы этих затрат не будет. Вместо них будут небольшие расходы на доставку издания от оптовика до киоска. В числе всех остальных газет и журналов, продаваемых в розницу.

Для организации подписки киоск необходимо оборудовать стендом с соответствующей рекламой, обучить продавцов киосков составлению учетного реестра с указанием данных подписчика и др. Для общего учета и оформления заказов будет необходима соответствующая информационная система.

Для издателя эта технология имеет большой плюс. Издатель сможет получить деньги за подписку заранее – за месяц, три месяца или полугодие. Что в нынешних непростых условиях на рынке распространения прессы весьма полезно.

Напомню, что сегодня спрос на прессу в Москве падает, ряд киосков стоят закрытыми, и подписка могла бы помочь реанимировать эти точки продаж, дав неплохой доход. А каждый подписчик, пришедший за своим изданием в киоск, всегда сможет прикупить еще что-то дополнительно из числа сопутствующих товаров.

Еще один плюс для издателей – они могут впервые узнать своего подписчика в лицо, наладить с ним взаимодействие и даже дарить ему подарки и сувениры по примеру европейских издателей, часто это практикующих. Кроме того, на базе киосков прессы можно будет организовать продажу подарочных сертификатов на подписку. В свое время положительный опыт такого рода был у издательского дома «Коммерсант».

Реализация данной концепции – это, безусловно, сложная задача. Прежде всего потому, что наше население отвыкло от подобных услуг в киосках прессы. Предстоит эту тему широко разрекламировать. Но главный стимул для издателей и киосков в этом процессе – выгодная цена. Если она будет значительно ниже почтовой – народ развернется в нашу сторону.

Французский ресторан "Гиппопотамус" разочаровал, а русский "Распутин"- порадовал (путевые заметки)
А.В. Оськин
alexander_oskin
В новогодние праздники в Таиланде я с друзьями много времени посвятил кулинарии, вернее дегустации продуктов этой отрасли. На рынке в Паттайе решили попробовать местных насекомых, которых здесь предлагают несколько десятков видов. Много здесь и тараканов, страшных на вид, слегка напоминающих отечественные аналоги. Варят всю эту живность в кипящем растительном масле с добавлением специй. Мы решили попробовать кузнечиков, саранчу и личинок. Если взять себя в руки, то попробовать получается. На деле оказалось все это приятной закуской, особенно хорошей с пивом. Продегустировать больших тараканов длинной 5 см мы не рискнули.

На змеиной ферме мы заказали кобру четырехлетнего возраста. Сначала в живом виде подержали ее в руках, затем при нас ее разделали. Кровь и желчь мы выпили с рисовой водкой, бьющееся сердце проглотили. Позднее нам подали суп из нашей пресмыкающейся, а затем и всю жареную кобру, нарезанную на аппетитные кусочки. На вкус мясо кобры напоминает нежного цыплёнка. Очень даже полезно, особенно для мужчин.

На крокодильей ферме мы попробовали мясо этой рептилии, приготовленной в виде барбекю. На вкус это блюдо мне напомнило говядину, а товарищу – индейку. Мне и другу крокодилье мясо понравилось не очень.

Вообще в Юго-Восточной Азии много различных деликатесов. Во Вьетнаме я пробовал мясо собачатины – по вкусу оно напоминает ягненка, а в Китае – лакомился черепахой. Кстати, черепаху не рекомендуется употреблять в пищу женщинам, особенно беременным – может быть выкидыш.

В Паттайе мы решили отметить новый год во французском стейк-ресторане "Гиппопотамус"(Hippopotamus). Моего друга убедили, что здесь новый год будет супер, так как ресторан находиться на верхнем этаже развлекательного комплекса «Фестивальный», а отсюда весь новогодний фейерверк на набережной будет смотреться просто супер. Так и случилось: фейерверк был действительно супер и сверху смотрелся действительно потрясающе, а вот сам ресторан оказался плохим. Когда мы захотели заказать в 23:00 бутылку шампанского, нам предложили купить её этажом ниже в торговом центре, что мы и сделали. Но в 0:15 нам принесли счёт и оказалось, что нас штрафуют за употребление шампанского как алкоголя, принесенного извне. Мы горько посмеялись. Потом выяснилось, что в счет включена большая сумма за сервис, что тоже было странно, так как уровень обслуживания был не очень. Но дальше был апофеоз: в 0 часов 25 минут появились охранники, которые сообщили, что помещение закрывается, и все мы должны срочно покинуть здание. Мы опять горько рассмеялись и подчинились.

Совсем другое дело отмечать праздник в русском ресторане "Распутин", на Рождество по православному календарю мы пришли именно сюда. Я в "Распутине" был уже много раз, пожалел, что Новый год мы встречали не в этом заведении. Изнутри "Распутин" отделан в стиле «ретро-ресторанная классика 20-го века». Встретили нас здесь приветливо на чисто русском языке. Здесь шампанское было нескольких видов, но больше всего нам понравился самогон из тропических фруктов. Ели мы классную селёдку с горячим отварным картофелем и луком, малосольные огурчики и другие отечественные деликатесы. А толстое меню содержало блюда русской, европейской и тайской кухни.

Хозяин ресторана Евгений сообщил мне что держит данную торговую точку более 20 лет и ввиду большого спроса планирует открыть ещё один ресторан. Он рассказал о своих новых кулинарных проектах, тесном взаимодействии с российскими поставщиками продуктов и эффективном сотрудничестве с тайскими властями, которые не только не мешают, но активно помогают бизнесу. Посетовал, что количество туристов из России сокращается год от года, поэтому в меню " Распутина" появились популярные блюда Италии и Франции. Он угостил нас новой ананасовой настойкой. Пригласил заходить к нему почаще.

Уходили мы из "Распутина" в хорошем настроении. Евгений назвал нам несколько адресов местных отличных ресторанов. У нашего кулинарного путешествия появились новые цели.

Политбюро ЦК КПСС поддерживало рекламу пива, а нынешний Минздрав – против
А.В. Оськин
alexander_oskin
Начало нового года ознаменовалось бурной дискуссией в Госдуме вокруг проблемы возврата рекламы пива в электронных и печатных СМИ. Профильный Комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, Минсвязи и большая группа продвинутых депутатов решительно высказываются за ослабление запретов рекламы пива в СМИ.
На эту тему член Комитета Антон Горелкин подготовил соответствующий законопроект, однако Минздрав торпедирует данную инициативу, проявляя неразумный и, на мой взгляд, негосударственный подход. Замглавы Минздрава Олег Салагай по этому поводу сказал следующее: «Законопроект сложный, дискуссионный… Министерство здравоохранения полагает невозможным поддержать данный законопроект». При этом он отметил, что в соответствии с указом президента РФ нужно "увеличить продолжительность здоровой жизни граждан и увеличить долю лиц, ведущих здоровый образ жизни".
Полагаю, что его позиция является крайне неразумной, так как он путает причину и следствие, а по сути имитирует заботу о здоровье населения.   В Германии, к примеру, пиво «льётся рекой» везде и всюду, а здоровье нации только крепнет и крепнет. Может, надо Министерству по-другому заниматься здоровьем нашего народа? Очень разумно деятелю из Минздрава возражал замглавы Минкомсвязи Алексей Волин: «Минкомсвязи данный законопроект категорически поддерживает, потому что мы считаем, что опыт, который у нас был во время работы разрешения на рекламу пива, он не привел ни к каким драматическим последствиям – ни для роста алкоголизма в стране, ни для самого роста потребления пива».


В ряду активных сторонников возврата рекламы пива в СМИ выступил и президент Федерации хоккея РФ, член комитета Госдумы по охране здоровья Владислав Третьяк: «Хоккей – очень дорогостоящий вид спорта. Во всем мире хоккей и пиво везде вместе, можно приехать в любую страну мира, и практически на каждом стадионе продается пиво. И за счет рекламы живут клубы. Причем эти деньги идут не только на содержание клуба, на зарплату и прочее, но они выделяются еще и в школы, где мы воспитываем детей и даем им возможность бесплатно заниматься нашим видом спорта и развиваем его».

Позиция Минздрава, на мой взгляд, абсурдна и недальновидна. Я не могу здесь не вспомнить известную фразу о том, что «Баба Яга против». Полагаю, что прогресс должен двигать нашу жизнь, не обращая внимания на недальновидных чиновников, просто перешагивая через них.
В свое время в СССР остро стояла проблема пьянства и алкоголизма. И чтобы переломить ситуацию в стране, политбюро ЦК КПСС приняло историческое решение о стимулировании продаж низкоалкогольных напитков, и прежде всего пива. Это решение дало свои положительные результаты.
Реклама пива, как и всего элитного алкоголя – это еще и просвещение народных масс. Люди у нас много употребляют суррогатных и опасных для здоровья напитков, и по-хорошему их надо перевоспитывать, пропагандируя нормальные напитки.
Кроме всего, реклама пива в печатных СМИ – это важный фактор экономической поддержки медиаиндустрии. У государства, как видно, денег на поддержку газет и журналов просто нет, так развяжите нам руки, дайте возможность зарабатывать на рекламе и платить налоги с этих рекламных объемов.
Замглавы Минздрава Салагай всего этого не понимает. Думаю, ему пора в отставку как чиновнику, не способному подняться над узковедомственными интересами и имитации борьбы за здоровье населения.

Королевство Таиланд накануне важных перемен (путевые заметки)
А.В. Оськин
alexander_oskin
В Таиланде отдыхать хорошо. Особенно если в свое отпускное время вы стараетесь изучать историю и культуру этой страны.

Это королевство всегда дружило с Россией и активно пользовалось ее политической поддержкой. В XIX веке король Таиланда в знак особой дружбы с императором всея Руси поездом отправил в Санкт-Петербург 100 сиамских кошек, что по тем временам было настоящим королевским подарком и важным политическим жестом. А русский царь в ответ, тоже в знак дружбы, отправил королю Таиланда на службу 100 гвардейцев. Многие из них остались в Таиланде, обзавелись семьями, а в те годы здесь было разрешено многоженство. Поэтому поговаривают, что население северной части этой страны повыше ростом и имеет более светлый цвет кожи.

Благодаря дружбе с Россией Таиланд никогда не превращался в колонию ни Франции, ни Великобритании, ни Германии, хотя аппетиты на этот счёт у них были.

Королевский комплекс в Бангкоке поражает своим величием и красочностью. Здесь имеется много буддийских храмов, а королевский дворец охраняется гвардейцами, чья форма очень похожа на форму российских гвардейцев XIX века. Королевская семья здесь не живёт. Во дворце проходят официальные мероприятия, был здесь и президент РФ В.В. Путин.

Король Рама XIII в возрасте 24 лет погиб в 1946 году от огнестрельного ранения в голову, обстоятельства этой трагедии до сих пор не преданы гласности, а строгая цензура не допускает каких-либо публикаций на эту тему.  Его преемник Рама IX правил более 60 лет и как король-долгожитель был занесен в Книгу рекордов Гиннесса.

4 мая сего года в королевском дворце состоится коронация Короля Таиланда Рамы X. В этом же году должны пройти и парламентские выборы, в ходе которых будет избрано гражданское правительство взамен нынешнего военного руководства. Экономика Таиланда весьма устойчивая, местная валюта – бат – уже много лет держится на постоянном уровне по отношению к доллару, в то время как наш рубль за тот же период упал более чем в 2 раза.

В Таиланде все больше китайцев, в столице их около трети населения. И как здесь шутят, тайцы не любят всех китайцев кроме своей бабушки, что на самом деле говорит о глубоких и расширяющихся связях двух стран.

Моя экскурсия в Бангкок кроме королевского дворца включала посещение лежащего Золотого Будды (46 метров в длину, 15 метров в высоту), небоскребов, храма Изумрудного Будды, дегустацию гигантских креветок и прогулку на речном катере. Кстати, Бангкок называют юго-восточной Венецией, так как он перекрыт десятками водных каналов, которые не один век служили здесь транспортной сетью.

Тайцы на 96 процентов – буддисты. В Паттайе я побывал с товарищем на холме Большого Будды, где размещено много памятников и сооружений, посвященных этому богу. В буддизме, как и в христианстве, есть несколько религиозных течений, одно из них символизирует статуя измождённого Будды. Это течение здесь запрещено, так как связанно с истязанием тела, но памятник этому Будде на холме стоит, и туристы с удовольствием фотографируются на его фоне.

В стране 32 000 буддийских храмов. Тайцы никуда не спешат и уверены, как буддисты – если что-то не успеют сделать в этой жизни, сделают в следующей.

Буддийские монахи делают много полезного для народа. Я воспользовался их услугами и принял при буддийском храме в Паттайе 9 сеансов лечебного массажа по 2 часа каждый. Только ради этого стоило сюда приехать.

Бангкок является крупнейшим центром в мире по пластическим операциям по перемене пола, сюда для этой цели приезжают из многих стран. В самом Таиланде отмечается наличие 6 полов: мужской, женский, бывший мужской, бывший женский, полумужчина, полуженщина (в последних двух случаях трансформируется только верхняя часть туловища). Поменявших пол не призывают в армию, правительство одобрило законопроект о регистрации однополых браков. Кстати, оно же разрешило использование марихуаны в медицинских целях, это является уникальным для всех стран азиатского региона, впрочем, не только азиатского.

Мои многочисленные экскурсии в Таиланде, включая морские путешествия и поездки в глубинку, организовало замечательное турбюро "Paragon travel". Здесь работают великолепные русские девушки очень квалифицированные. Они и вели меня и моих друзей по сложным туристическим маршрутам современного Таиланда. Даже мощный тайфун, обрушившийся на страну сразу после нового года, не помешал нам реализации намеченного плана так как турбюро оперативно корректировало, к примеру, посещение островов на поездки в джунгли или тропический сад.

Я в Таиланде был 10 раз и в каждой поездке узнавал об этой стране массу нового и интересного. Надеюсь эта познавательная работа будет продолжена и в будущем, тем более, что в текущем году к власти здесь придут новые люди, и следует ожидать новых политических новаций.   

Год Свиньи обещает быть приземленным и добрым, возможно, и для прессы
А.В. Оськин
alexander_oskin
Уходящий год Желтой Земляной Собаки был не очень простым, скорее трудным, рычащим и гавкающим. Именно поэтому на всех проходящих предновогодних встречах и кооперативах проскальзывают надежды, что наступающий год Жёлтой Земляной Свиньи будет лучше и добрее. Я порылся в китайском и отечественном гороскопах и в этих вязких и поэтических текстах обнаружил много любопытного в части наступающего Нового года. Год Свиньи стартует не 1 января, а 5 февраля 2019 года. Но астрологи утверждают, что и в январе будут проявляться все февральские тенденции.

Знак Свиньи являет собой энергию четвёртого треугольника китайского Зодиака, значит – доминируют устойчивые созидательные тенденции и работа в команде. В это время в приоритете такие качества, как сила, стремительность, оптимизм и новаторство. В подавляющем большинстве ситуаций приветствуется скрупулёзный и точный подход, который вовсе не отрицает страстность и даже некоторый фанатизм. Но блага не станут сыпаться из рога изобилия, за победу придётся побороться, хотя это будет явно не та борьба, которая требует максимального напряжения сил. В целом, 2019 год будет тяготеть к массовости, а не к индивидуальности.

Цените добро, дарите его, окружайте близких людей лаской, теплом и заботой. В награду Свинья непременно подарит вам душевный комфорт и чувство гармонии. Но в то же время, у хозяйки свои правила, которые она требует соблюдать неукоснительно.

Очень хотелось бы, чтобы в год Свиньи добро и благополучие достигли и нашей медиаотросли. Ситуация у нас не простая, если не сказать тяжелая, поэтому очень бы хотелось, чтобы хозяйка Нового года принесла нам благополучие. Можно помечтать о следующем:
Цены на полиграфическую бумагу перестанут расти, а в связи с созданием благоприятных условий для ввоза бумаги из-за границы цены даже упадут.
Минфин согласится на введение дотаций на доставку подписных изданий населению в размере 8 млрд. рублей в год, подписка станет дешевле розницы, и подписные тиражи пойдут в гору.
Киоскам прессы дадут свободу формирования своего ассортимента сопутствующих товаров и услуг, а аренда земли под киоски станет минимальной, на уровне Липецка.
Для печатной медиаотросли будут введены по европейской модели льготные налоги, например, НДС 5%.
В ритейле пресса получит статус «скоропортящегося товара» с оплатой издателям за продажи в течение месяца.

Мне возразят, что все эти пожелания фантастические, на что я отвечу, что скорее приземленные, потому что все они уже успешно реализуются в соседних европейских странах.

Пожелаем друг другу в год доброй и прагматичной хрюшки роста благополучия и больше забот о нас, сиротах, со стороны партии и правительства.

Удар по похоронной команде печатных СМИ: Guardian и Washington Post укрепляются и растут
А.В. Оськин
alexander_oskin
В поминальном хоре плакальщиков по судьбе печатных СМИ все больше фальшивых нот и диссонанса. Это вызвано тем, что в реальной жизни появляется много новых фактов и примеров укрепления печатных СМИ, роста их благосостояния и тиражей.

Самая последняя информация пришла из Лондона о газете The Guardian, которая побила все рекорды по популярности, став лучшим общественно-политическим изданием Великобритании. Об этом говорят такие цифры: 23,5 млн читателей (газета + сайт + социальные сети) — такова средняя ежемесячная аудитория издания по данным Publishers Audience Measurement Company за период с октября 2017 по сентябрь 2018.  В заметке, опубликованной на сайте mediamedia.me, также отмечается, что 97% онлайн-аудитории считают, что чтение сайта Guardian — это с пользой потраченное время. 99% говорят то же самое про печатную версию. Также среди самых популярных печатных изданий англичане называют The Telegraph, The Independent, The Times.

Возникает закономерный вопрос: за счет чего печатные СМИ добиваются успеха в современных непростых условиях? Ответ на это дает обстоятельная публикация в журнале «Журналист» о газете The Washington Post «Подписка и рассылка командуют парадом». Важнейшим инструментом в развитии издания является сайт. Об этом, в частности, заявила Мики Толивер Кинг, вице-президент по маркетингу The Washington Post. Что нужно делать, чтобы заставить читателей вернуться? Каким образом расширить возможности для подписки? Вот два вопроса, которым редакция уделяет в последние годы очень много времени. Сегодня почти 60 % новых подписчиков The Washington Post приходят с сайта газеты, причем, по словам Кинг, 93 % их подписчиков живут за пределами Вашингтона. The Washington Post привлекала в среднем 88 миллионов уникальных пользователей в месяц. Это на 84 % больше, чем в предыдущие три года.

Редакция газеты смогла решить главную проблему – чем она может быть интересна читателям в стране и в мире. Двумя такими ключевыми сферами в The Washington Post являются, само собой, политика и мнения экспертов. Кинг утверждает, что рубрика «Мнения» — как раз то, чего подписчики ждут с особым нетерпением и регулярно перечитывают. Решив проблему привлекательности газеты менеджеры издания стали решать другую важнейшую задачу – экономическую. В рамках стратегии получения доходов The Washington Post также жизненно было важно знать уровень вовлечения цифровых подписчиков.

Два других ключевых направления подписной стратегии The Washington Post — это работа с технологическими платформами для охвата новых потенциальных подписчиков, а также создание широкого ассортимента новостных бюллетеней. Так появилось семьдесят разных новостных бюллетеней, чья тематика простирается от политики до советов родителям. Все они служат двум важнейшим задачам. Важнейшей организационно-технической задачей было создание, так называемых «маршрутов» движения читателей по сайту, которые начинались у выбранного читателя материала для знакомства – к подписке на издание. Редакция неустанно искала возможности подталкивать читателя к подписке независимо от того, на какой стадии отношений с ней он находился.

Газета The Washington Post за полтора года благодаря грамотному обеспечению симбиоза «бумаги» и «цифры», т.е. использования интернет-технологий для обеспечения эффективной обратной связи с читателями, дала впечатляющий результат.

Словом, лидеры современного издательского дела демонстрируют свои успехи в цифровую эпоху. Поэтому не надо хоронить прессу, надо понимать, что на уход с рынка обречен слабый и неповоротливый, а это касается всех отраслей нашей жизни.

Щелковская ФМС относится к людям плохо, не по-человечески
А.В. Оськин
alexander_oskin
В Щелковскую Федеральную миграционную службу мы с товарищем попали в обеденный перерыв. С часу до двух здесь всех посетителей выпихнули на улицу, на 15-градусный мороз, видимо, чтобы не мешали работникам принимать пищу. Толпа на улице мерзла, поеживалась и крайне нелицеприятно высказывалась о данной ФМС. Один мужчина даже заявил, что это худшая служба во всем московском регионе.

Когда нас запустили внутрь, я обнаружил, что помещение тесноватое, людям было неуютно, а стоять в очередях здесь приходится по нескольку часов. Посетителям здесь негде попить воды, нет туалетов, а тем более, горячего кофе или чая.

Я с товарищем приехал сюда, чтобы посодействовать гражданину из ближнего зарубежья в решении миграционных вопросов. Ничего не получилось. Начальник Щелковской ФМС Игнатова с нами говорила грубо, без желания помочь или разобраться и все время отправляла нас к окнам то №10, то №9, то №11. Она не захотела ни вникать в суть проблемы, ни помочь человеку, решившему жить и работать в России.

Все это выглядело очень странно на фоне заявлений президента РФ о создании максимально льготных условий соотечественникам из ближнего зарубежья для переезда в Россию. В реальности же низовые чиновники, на мой взгляд, активно противятся решению этой задачи, создают препоны и практически препятствуют реализации государственной политики.

Я прошелся мимо приемных окон ФМС и слышал , как люди заискивали и упрашивали высокомерных дам помочь им в оформлении документов, в преодолении бесконечной волокиты в легализации своего пребывания в России. Служащие были неулыбчивы, неразговорчивы и равнодушны, а их робкие просители – беспомощны и бесправны.

Все это очень странно. Насколько я знаю, в Европе легальным мигрантам не просто оказывают всяческую помощь, но и снабжают деньгами на жизнь, жилье, медицину и др.

Недавно президент Путин В.В. заявил, что за последнее десятилетие в Россию переселилось 800 тысяч соотечественников. Цифра смешная, отражающая антигосударственную и античеловеческую позицию чиновников ФМС, таких, как в Щелково.

На этом фоне совершенно контрастно и позитивно выглядит Щелковский МФЦ, находящийся в паре сотен метров от миграционной службы. Зайдя сюда, я был приятно поражен цивилизованностью офиса – помещение просторное, много мягких кресел для посетителей, автоматы с горячим шоколадом, кофе и др. и даже туалеты для посетителей. И на мороз никого не выпихивают, потому что обеденного перерыва здесь просто нет.

Через пять минут после моего появления в МФЦ меня пригласили к рабочему столу, где работала девушка по имени Люда. Вежливая и внимательная, она решила все вопросы за 10 минут. Я прислушался к соседним столам – везде шла дружеская, заинтересованная работа.

Почему же в миграционной службе все выстроено не по-людски? Может, этой службой заняться уполномоченной по правам человека? На мой взгляд, мигранты из Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Молдовы – тоже люди. Или у кого-то есть сомнения по этому поводу? Люда в МФЦ, к примеру, работает просто супер, ей респект. А Игнатовой из ФМС – красная карточка.

Похоронная команда печатных СМИ увеличилась на 2 единицы
А.В. Оськин
alexander_oskin
7 декабря этого года на ресурсе Sostav.ru две журналистки – Ирина Милош и Юлия Николаева – разместили статью «Медиарынок 2018: продажа Forbes, бум спортивного контента и победа мобильного трафика», в которой на профессиональном цифровом сленге изложили основные тенденции в медиасфере, попутно уделив незначительное внимание печатным СМИ.

Небольшой фрагмент о печатных СМИ меня позабавил, а частью раздосадовал. Как можно в эпоху глобального интернета так плохо владеть информацией о близкой им сфере – печатной отрасли. Журналистки буквально написали следующее: «…печатку никто не покупает и не читает. Вывод: она начала умирать еще стремительнее».

Видимо, этот вывод они сделали на основании того, что некоторые известные или любимые проекты закрылись. Они их называют: «В этом году медиахолдинг ACMG прекратил выпуск на бумаге SNC, сменил формат Numero и Interni с журнального на альбомный, а также приостановил выпуск журналов, издававшихся в России по лицензии немецкого Gruner + Jahr («Gala Биография», GEO, «Геолёнок»). Закрылась печатная версия «Игромании».

Других примеров закрытия в статье нет. Нет и общих сведений по России о том, что у нас выходит в свет более 50 000 бумажных газет и журналов, а по подписке населению доставляются почти полмиллиарда экземпляров прессы в год. Конечно, эти цифры могли бы быть большими, но уж что есть. Я бы добавил к сказанному, что в России есть рекордсмены, т.е. газеты и журналы чьи тиражи исчисляются сотнями тысяч и миллионами экземпляров, и их продолжают покупать, читать и любить.

Недавно были опубликованы данные по Германии компании Presse Grosso, которая подтверждает, что и в этой стране спрос на печатную прессу является достаточно высоким – за прошлый год немцы купили 1,546 миллиарда экземпляров газет и журналов. Спрос за год здесь упал, но всего лишь на 6%. Но это общее отражение мирового экономического спада. В недавней статье от 09.12.2018 «Тотальная распродажа: плеяда популярных цифровых медиа-ресурсов готовится к суровой зиме (Vanity Fair, США)», опубликованной в inoСМИ.Ru, приводятся данные о закрытии и финансовом кризисе ряда цифровых СМИ в США, и ожидается дальнейший негативный тренд у этих медиаресурсов. Так что хоронить печатку в отрыве от общих трендов экономики – неправильно. Я бы даже сказал, непрофессионально.

Но в публикациях есть и положительные моменты, в частности, об общем тренде монетизации медиабизнеса (краудфандинг, paywall и др). Приводятся такие успешные примеры в этом направлении, как Moscow Times, «Медиазона», «Такие дела», The New Times и интернет-журнал «7×7».

Неплохо представлены также проблемы мобильного медиапотребления и др. Но это уже, как говорится, совсем другая история.

В главном же хотелось бы призвать коллег объективно оценивать процессы, происходящие на медиарынке, и время от времени раздвигать цифровые шоры и посматривать вокруг себя.