?

Log in

No account? Create an account

Александр Оськин, председатель правления АРПП, член Союза журналистов

Previous Entry Share Next Entry
Кончились деньги на издание газеты? Мы вам скажем, что делать
А.В. Оськин
alexander_oskin
На днях пришло печальное известие из Калининграда о закрытии одной из лучших газет Северо-Западного региона страны -«Калининградской правды». Причина простая – закончились средства на оплату типографии, но, по-видимому, и не только. Эта ежедневная газета успешно издавалась с декабря 1946 года, но последние несколько лет, по словам ее генерального директора, «вела борьбу за выживание».

В этом же невеселом ряду находится и сообщение о прекращении распространения в киосковых сетях знаменитого на всю страну  екатеринбургского журнала «Красная бурда». «Продажа в киосках потеряла для нас экономический смысл, - объяснил «Областной газете» такое решение редакции один из авторов издания. – Временных и организационных усилий она требует немало, а результат на выходе – всего лишь самоокупаемость».

Диагноз невеселый – экономический кризис в отдельно взятых СМИ, разных по жанру, но одинаковых по судьбе. Это премьер-министру легко сказать: «Денег нет, но вы держитесь». К прессе этот совет неприменим. В России за последние пять лет ушли из жизни около 30 тысяч газет и журналов, и практически все – по экономическим причинам. Главный диагноз этого печального результата – неспособность СМИ меняться и быть адекватными меняющемуся спросу потребителей. А спрос меняется стремительно. По оценкам экспертов международной организации «Дистрипресс», жизненный цикл издания в настоящее время составляет пять лет, поэтому и меняться надо соответственно чаще, чтобы не погибнуть на рынке. Любая закостенелость газет и журналов и почивание на лаврах прошлого периода обрекают их на финансовую гибель.

В Европе, к примеру, давно уже стало аксиомой, что печатные СМИ должны перейти от рекламоцентричной модели к продажецентричной. А для этого надо постоянно изучать динамику спроса и идти за потребителем и его меняющимися интересами. Но, к сожалению, не все это могут делать. Некоторые наши коллеги считают, что они создают гениальный контент, замечательные СМИ, но отсталая публика их не понимает и не ценит…

И конечно, принципиально важно внедрять современные цифровые технологии, интегрироваться с социальными сетями и блогосферой и следовать концепции «360 градусов» в издательском деле, в подписке и дистрибуции.

Хороший пример в этом направлении дают нам некоторые западные успешные издания. Как написала Mediakritika.by, газета Guardian за год увеличила подписки на 360 процентов, сделав подборку резонансных тем и наладив коммуникации с читателями, оказывающими поддержку изданию. Норвежская газета Aftenposten удвоила число подписчиков за счет того, что отказалась от публикации материалов, дающих максимум трафика, в пользу материалов, которые максимально вовлекают читателя. Аналогичной стратегии придерживается и The New York Times, также добившаяся хороших результатов в подписке.

Надо признать, что многие отечественные издания в наше трудное время живут очень даже неплохо. Это прежде всего те, которые следуют концепции мультимедийности, продавая свой контент на рынке в разных форматах и по всем возможным каналам. Поэтому, возвращаясь к судьбе «Калининградской правды» и «Красной бурды», замечу, что издания можно спасти и возродить, но для этого они должны встать на дорогу мультимедийности и интеграции с «цифрой». Вопрос, смогут ли? Будем надеяться.